24.09.2025
В марте 2025 года в Самарском государственном университете Минздрава России появилось новое структурное подразделение — Международный институт. В рубрике «Приемка-2025» с его директором Дмитрием Горбачевым мы обсудили, чем продиктовано его открытие и какие главные задачи стоят перед институтом сейчас и в перспективе.
— Почему было решено открыть это подразделение как отдельный институт? Какие потребности университета оно должно закрыть?
— Открытие Международного института было необходимо для расширения возможностей университета в реализации международных проектов и увеличения числа иностранных студентов, обучающихся на англоязычных программах. Ранее с 1992 по 2019 год в СамГМУ работал факультет по подготовке иностранных студентов. Однако со временем стало очевидно, что необходимо расширять спектр программ, в том числе англоязычных. В 2019 году было организовано Управление международных отношений, а в 2020-м мы запустили первый набор иностранных студентов на англоязычную программу по специальности «лечебное дело». В марте 2025 года управление международных отношений по инициативе ректора СамГМУ Александра Владимировича Колсанова было преобразовано в Международный институт. Его появлению предшествовала серия стратегических сессий, где мы обсуждали и общую концепцию интернационализации университета, структуру нового института: как он будет функционировать, какие кафедры откроем, какие первоочередные задачи будем решать и т.д.
— Пока открыты две кафедры?
— Да, мы решили двигаться поступательно. Поэтому для начала мы открыли в институте две кафедры: кафедру социогуманитарных и кафедру фундаментальных дисциплин. На этих кафедрах будут проходить обучение студенты нашего института на англоязычных программах. Это уникальные образовательные программы на английском языке, учитывающие потребности наших будущих выпускников в тех знаниях, которые им пригодятся не только в Российской Федерации, но и в первую очередь, когда они вернутся к себе на родину.
— То есть образовательные программы ориентированы на международный рынок труда?
— Да, конечно. И в преподавании мы учитываем международные стандарты оказания медицинской помощи. Наши программы адаптированы под международные экзамены USMLE и FMGE. Таким образом, подготовка иностранных студентов уникальна тем, что дает именно те знания, которые будут востребованы нашими выпускниками в их родных странах. Конечно, они могут остаться работать и в России, либо вернуться к себе на родину, сдав национальный экзамен — наша подготовка учитывает и это.
— Из каких стран чаще всего поступают студенты?
— Изначально на англоязычные программы поступали студенты из арабских стран: Египет, Сирия, Йемен, Алжир. Последние три года мы стали ориентироваться на основной поток абитуриентов из Индии. Российское образование там очень востребовано, особенно медицинское.
— Вероятно привлечению индийских абитуриентов способствует наличие там представительств СамГМУ?
— Конечно. Мы заключили договор с индийской рекрутинговой компанией Study palace hub , которая продвигает наш университет. Благодаря этому открыли два представительства — в Дели и Патне. Там идет поиск потенциальных кандидатов, документальное сопровождение приема, проводятся профориентационные мероприятия. Это серьезно упрощает процедуру приема.
— Какие англоязычные программы самые популярные?
— Лечебное дело. Это наш основной поток — у нас предусмотрено до 350 мест в этом году. Также есть стоматология и фармация, набираем по одной группе по 15–20 человек.
— Как вы отбираете студентов по уровню подготовки?
— Для нас качество набора — не просто формальность, а основа успеха реализации всей образовательной модели. Сначала студенты проходят отбор у себя на родине. Например, для индийских абитуриентов обязателен национальный экзамен NEET — это серьезный фильтр. После этого каждый поступающий проходит через нашу многоступенчатую систему оценки: углубленная проверка знаний по химии и биологии на английском языке. На личном собеседовании мы также оцениваем мотивацию, коммуникативные навыки.
— Как иностранные студенты адаптируются в России? Как университет, его новое подразделение помогает в этом?
— В нашем институте есть отдел по организационной работе с иностранцами: ребятам помогают с документами, проводятся всевозможные мероприятия социокультурной адаптации для того, чтобы они чувствовали себя здесь максимально комфортно. Также работает отдел визового и миграционного сопровождения — он помогает с регистрациями, продлением виз. Это важно для законного пребывания иностранных студентов на территории РФ. Конечно, мы гарантируем размещение всех иностранных студентов в общежитиях. Они комфортны: поддерживается чистота, регулярно делается ремонт. Кроме того, для студентов из визовых стран (например, Индии) предоставление общежития — это обязательное условие, закрепленное в миграционном законодательстве. Мы берем на себя социальные обязательства и должны обеспечить их проживанием на весь период обучения. В рамках долгосрочной стратегии развития мы планируем улучшать инфраструктуру: постепенно модернизировать корпуса, увеличивать количество мест, чтобы комфортного жилья хватало всем.
Особое значение для адаптации студентов-иностранцев имеет образовательная и просветительская программа взаимодействия СамГМУ с культурными учреждениями. Она способствует адаптации студентов в культурную среду города, региона и страны. В ее основу легла идея сделать городской музей местом проведения практических занятий по гуманитарным дисциплинам для университета для формирования всесторонне развитой личности через внедрение новых образовательных методик.
В настоящее время СамГМУ сотрудничает с историко-музейными и культурно-просветительскими учреждениями, такими как Областной художественный музей, Самарский археологический центр, Музей М. В. Фрунзе (музей им. Алабина), филиал Третьяковской галереи в Самаре и другими.
— Планируете ли запускать новые программы, например, в магистратуре?
— Да, например, Передовая инженерная школа уже предлагает IT-магистратуру на английском. Пока программа только появилась, желающих пока относительно немного, но это только начало. Также есть возможность обучаться иностранным выпускникам в ординатуре, но она больше интересует студентов из стран СНГ и арабских государств, где эта ступень так же важна, как и в России.
— Какие планы по развитию института? Каких результатов вы ждёте через 3–5 лет?
— Этим летом мы завершили разработку комплексной программы развития института, в которой мы не только усиливаем образовательный компонент в части подготовки иностранных студентов, но и поставили перед собой амбициозную цель — увеличить число иностранных студентов до 3 тысяч человек. Сейчас у нас обучается около 1200 иностранных студентов, по итогам приемной кампании, которая завершится в октябре доля иностранных студентов должна возрасти еще больше. Для достижения этой цели мы планируем ежегодно принимать порядка 350-400 новых студентов на англоязычные программы.
В структурном плане помимо двух уже действующих кафедр, мы планируем открыть порядка пяти новых: терапии, хирургии, акушерства и гинекологии, общественного здоровья, клинической медицины. Важное направление — профессиональное развитие профессорско-преподавательского состава. Мы планируем инвестировать в повышение квалификации наших педагогов, чтобы они могли эффективно готовить студентов по международным стандартам. Особенно это касается англоязычных программ.
Но наш институт — это не только образование. Мы должны активно развивать научную и инновационную деятельность. На базе новых кафедр планируется создание международных исследовательских лабораторий, куда будем привлекать ведущих зарубежных ученых. Это позволит нам вносить существенный вклад в развитие медицинской науки на международном уровне.
Также мы рассматриваем перспективу привлечения лучших иностранных выпускников к преподавательской работе. Уже в следующем году мы запускаем программу, по которой наиболее талантливые и мотивированные выпускники смогут поступить в ординатуру и после ее окончания войти в состав преподавателей англоязычных программ. Такие международные специалисты, знающие изнутри и систему образования, национальные особенности системы здравоохранения, и культурные особенности студентов, несомненно усилят наш преподавательский состав.


