Аспирантура — одна из форм подготовки кадров высшей квалификации. Аспирантура была организована в СССР в 1925 году. До 1 сентября 2013 г. аспирантура являлась одной из основных форм подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования. С 1 сентября 2013 г. (со дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») аспирантура отнесена к третьему уровню высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
В настоящее время одной из главных задач развития образования является совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки, а также приведения отечественных процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствие с международной практикой.
Зачем идти в науку? Если, будучи студентом, обучающийся серьезно заинтересовался какой-то областью научных знаний, принимал активное участие в работе студенческого научного общества, его привлекает педагогическая работа со студентами, то аспирантура — это верный путь обретения педагогических знаний и умений, а также реализации своих научных замыслов.
К освоению программ подготовки
Прием на обучение по программам подготовки
В связи с вступлением в силу с сентября 2014 г. новых ФГОС ВО изменились требования к уровню подготовки аспирантов.
Подготовка научных и
К освоению программ подготовки научных и
Прием на обучение по программам подготовки
С сентября 2022 г. прием на обучение по программам аспирантуры осуществляется на основании федеральных государственных требований (Постановление Правительства РФ от
Цель обучения в аспирантуре — подготовка высококвалифицированного специалиста, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового к выполнению самостоятельной профессиональной деятельности, и, что касается системы здравоохранения — в условиях специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
В рамках достижения данной цели предполагается формирование у аспирантов способности и готовности:
Необходимой составляющей подготовки аспирантов является также формирование умений на высоком уровне вести педагогическую работу!
Основными видами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы аспирантуры по биологическим, медицинским наукам, являются:
В соответствии с приказом Минобрнауки от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программе аспирантуры (адъюнктуры) обучающемуся назначается научный руководитель, а также должна быть утверждена тема научно-исследовательской работы.
Объем программы аспирантуры составляет 180 зачетных единиц, или 6480 академических часов (240 з. е. — по биологическим наукам, соответственно 8640 часов). Срок освоения программы аспирантуры по очной форме обучения составляет 3 года (по биологическим наукам — 4 года); по заочной — 4 и 5 соответственно.
Контроль за выполнением обучающимся индивидуального учебного плана осуществляет научный руководитель.
Объем программы аспирантуры, реализуемый за 1 год по очной форме обучения, составляет 60 з. е. При реализации по индивидуальному плану объем освоения программы аспирантуры должен составлять не более 75 з. е. в год.
По окончании освоения программы аспирантуры после успешного прохождения аспирантом государственной итоговой аттестации, выпускникам присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и выдается диплом государственного образца.
При реализации программы аспирантуры организация осуществляет:
1. Проведение учебных занятий (лекции, практика, семинары);
2. Проведение практик (педагогическая, практика по спецдисциплине);
3. Проведение НИР, в рамках которой учащиеся самостоятельно проводят научные исследования в соответствии со специальностью, по которой они обучаются;
4. Проведение контроля качества освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.
Обязательным является осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся (проводится по итогам каждого семестра обучения).
Текущий контроль проводится в течение семестра по дисциплинам согласно учебному по каждой преподаваемой дисциплине, практике, а также по результатам выполнения научных исследований. Результаты научно-исследовательской работы оцениваются научным руководителем в форме «зачтено»/ «не зачтено» по итогам семестра в соответствии с индивидуальным планом работы.
Целью промежуточной аттестации является контроль и оценка: промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям); прохождения практик; выполнения индивидуального плана работы; подготовки выпускной квалификационной работы (диссертации) в сроки, соответствующие периоду обучения в аспирантуре; соответствие диссертации требованиям, установленным Положением о присуждении ученых степеней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 г. № 842.
При успешно пройденной аттестации обучающийся переходит на следующий год обучения.
Кроме того, что аспирант дважды в год аттестуется на ведущей кафедре, он также проходит аттестацию на методическом совете по аспирантуре. Критерии аттестации аспирантов по годам обучения приведены в Положении о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации аспирантов СамГМУ.
Кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку, специальности в настоящее время в соответствии с Приказом Минобрнауки от 28.03.2014 г. № 247 относятся к форме промежуточной аттестации при освоении программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Положительные результаты промежуточной аттестации являются основанием для назначения обучающимся по очной бюджетной форме обучения выплаты академической стипендии.
Обучение в аспирантуре завершает государственная итоговая аттестация (ГИА). К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, в полном объеме выполнившие учебный план.
Основная задача ГИА — определить соответствие результатов освоения аспирантами программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре требованиям ФГОС ВО, принятие решения о выдаче аспиранту диплома об окончании аспирантуры.
Для проведения государственной итоговой аттестации формируется Государственная комиссия по каждой основной образовательной программе.
Государственная итоговая аттестация проходит в два этапа.
Первый этап включает подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена. Госэкзамен включает проверку знаний аспирантов не только по спецдисциплине, но и педагогических знаний и умений.
Аспиранты, не сдавшие госэкзамен, к защите выпускной квалификационной работы не допускаются!
Второй этап — представление и защита научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), подготовленной в соответствии с требованиями, установленными Минобрнауки РФ к кандидатским диссертациям.
В случае успешного прохождения второго этапа комиссия принимает решение о выдаче диплома государственного образца. Организация по научно-квалификационной работе дает заключение, в котором отражаются личное участие аспиранта в получении результатов, изложенных в научно-квалификационной работе, степень достоверности результатов проведенных исследований, их новизна и практическая значимость, ценность научной работы аспиранта, научная специальность, которой соответствует диссертация, полнота изложения материалов в работах, опубликованных соискателем.
Для научной экспертизы и проведения защит диссертационных работ аспирантов при СамГМУ действуют 6 диссертационных советов, принимающих к рассмотрению кандидатские и докторские диссертации.
Перечень журналов, рецензируемых ВАК(PDF, 7,3 МБ)
Справочная информация об отечественных изданиях, входящих в международные реферативные базы данных(PDF, 1,3 МБ)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»(PDF, 2 МБ)
Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся(PDF, 429 КБ)
Положение о докторантуре(PDF, 466 КБ)
Положение о присуждении ученых степеней(PDF, 724 КБ)
Положение о совете по защите диссертаций(PDF, 739 КБ)
О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в очной аспирантуре(PDF, 157 КБ)
Положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре(PDF, 3,5 МБ)
Положение о научном руководителе аспиранта(PDF, 1,1 МБ)
Положение о государственной итоговой аттестации по программам аспирантуры(PDF, 1,3 МБ)
Положение о личном деле аспиранта(PDF, 814 КБ)
Положение о научно-квалификационной работе обучающихся(PDF, 1,3 МБ)
Положение о порядке освоения факультативных и элективных дисциплин(PDF, 947 КБ)
Положение о практиках(PDF, 1,1 МБ)
Положение об ускоренном обучении(PDF, 1,2 МБ)
Положение об электронном портфолио аспиранта(PDF, 874 КБ)
Положение об именных стипендиях для аспирантов(PDF, 1,4 МБ)
Порядок зачета дисциплин и практик, освоенных в других образовательных организациях(PDF, 1,4 МБ)
Порядок оформления и выдачи справки об обучении (периоде обучения)(PDF, 889 КБ)