Готовим инженерные кадры, способные решать задачи разработки новой медицинской техники, средств реабилитации и диагностики, а также телемедицинских систем на основе комбинированного владения информационными технологиями и глубокого понимания особенностей назначения и применения инженерных решений в медицине.
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» стартовал в 2022 году и направлен на подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. В СамГМУ открыта первая в России Передовая медицинская инженерная школа. С 2025 года проект реализуется в рамках нацпроекта «Молодежь и дети».
Компетенции выпускников школы находятся на стыке информатики и вычислительной техники, приборостроения, оптических и биотехнических систем и медицины.
У них формируется научная картина мира, объединяющая основные понятия и системы представлений, относящиеся к техническим и медицинским наукам.
Дополнительное изучение анатомии, физиологии, неврологии и нейропсихологии позволяет сократить трудоемкость и повысить результативность творческой работы по созданию новых изделий медицинского назначения.
Программа ориентирована на тех, кто хочет научиться создавать и внедрять аппаратно-программные средства для изучения, восстановления или улучшения нервной системы человека, а также новые мехатронные и роботизированные системы для частичного замещения функций человека.
Телемедицина и системы поддержки принятия врачебных решений
На программе готовят специалистов, которые разрабатывают и интегрируют системы сбора и обработки медицинской информации, системы диагностики на основе анализа больших данных и искусственного интеллекта, аппаратно-программные комплексы для телемедицины.
Программа для тех, кто хочет научиться производить уникальные продукты в области создания тест-систем для in vitro диагностики и освоить весь цикл разработки продукта от методологии, обработки и анализа научно-технической информации до проведения исследований, и клинических испытаний.
Программа подготовки кадров высшей квалификации «Информационные технологии в медицине» предназначена для подготовки специалистов, способных разрабатывать и использовать информационные системы и технологии в сфере медицины и здравоохранения, а также для формирования у аспирантов профессиональных компетенций и навыков, необходимых для профессионального самоопределения и карьерного развития.
Спортивные секции и творческие кружки, студенческая наука и волонтерство, нам есть чем заняться. Будь с нами!
Какие вступительные требования необходимо выполнить для поступления в магистратуру?
Отбор кандидатов на обучение по программам магистратуры в ПИШ базируется на принципах перспективности, максимальности, объективности, равных возможностей и единства требований к рассмотрению заявки и состоит из трех этапов.
Подается заявка на обучение, включающая резюме, портфолио и копии документов об образовании (диплом бакалавра).
Проводится онлайн-тестирование.
Проводятся собеседования с кандидатами.
Экспертиза заявок осуществляется по следующим критериям.
Критерий 1. Уровень освоенности базовых компетенций. Кандидаты на обучение должны обладать базовыми компетенциями в области программной инженерии и разработки программного обеспечения. Базовые требования к кандидатам на обучение включают: базовые знания в области точных наук; инженерный ТРИЗ; программирование; искусственный интеллект; электроника и мехатроника; ЗD цифровое моделирование и проектирование (САD/САМ/САЕ); иностранные языки.
Критерий 2. Практический опыт работы. Критерий предназначен для оценки квалификационных характеристик кандидатов по количеству проектов в области разработки автоматизированных систем обработки информации и управления малой и средней сложности, в работе над которыми принимал участие кандидат отбора.
Критерий 3. Опыт участия в проектах, связанных с разработкой программного и аппаратного обеспечения в области информационных технологий в медицине. Критерий предназначен для оценки способностей кандидатов осуществлять деятельность в сфере цифровой инженерии в здравоохранении. Предпочтением являются знания в области HEALTHCARE: отдельные разделы химии, биологии, физиологии.
Успешно прошедшими конкурсный отбор на обучение в Передовую медицинскую инженерную школу признаются кандидаты, набравшие 30 и более баллов.
Как подать документы в магистратуру?
Подать заявления о приёме в магистратуру в 2025 году можно начиная с 20 июня лично (443079, г. Самара, ул. Гагарина, 18) или через Госуслуги. Заявления о приёме в магистратуру на платные и на бюджетные места надо подавать раздельно. Досыл недостающих документов производится на электронную почту приемной комиссии pk@samsmu.ru.
Каковы перспективы трудоустройства выпускников магистратуры и как вуз помогает в карьерном развитии?
Выпускники смогут работать в IT-компаниях, на предприятиях, производящих медицинскую технику, в клиниках и организациях здравоохранения, НИИ, инжиниринговых организациях и в медицинской промышленности. Для прохождения практики и стажировки магистрантов Передовой медицинской инженерной школы оборудованы рабочие места в высокотехнологичных компаниях Самары и Москвы, выступивших стратегическими партнерами университета.
Предоставляется ли общежитие студентам?
Иногородним студента предоставляется общежитие.
Что даст обучение в магистратуре?
У выпускников школы будет сформирована научная картина мира, объединяющие основные понятия и системы представлений, относящиеся к техническим и медицинским наукам. Учеба в магистратуре развивает узкопрофильные и аналитические компетенции в области «IT в медицине», готовит фундамент для научной или управленческой карьеры в цифровом здравоохранении. По завершении обучения выпускники магистратуры получают диплом государственного образца.
Идеи передовой медицинской инженерной школы близки идеям «универсального человека» Леонадро да Винчи. Изучение анатомии, физиологии, нейробиологии и других наук инженерами-бакалаврами из области технических наук позволит результативно решать инженерные задачи, требующие оригинального подхода, создавать новые изобретения и полезные модели, для которых необходимо глубокое понимание основ функционирования биологических систем, особенно при их применении в здравоохранении и медицине.
Научная, инновационная и образовательная деятельность ПИШ университета направлена на решение прорывных «фронтирных» задач:
Разработка анатомических 3D-моделей для математического моделирования органных структур, физиологических и патологических процессов в организме, а также создания образовательных продуктов;
Разработка комплекса когнитивной и двигательной реабилитации на основе контролируемой мультисенсорной биологической обратной связи в условиях иммерсивной (виртуальной) среды;
Разработка персонифицированных имплантов;
Тканевая инженерия и клеточные технологии в регенеративной медицине и фармации;
Создание и разработка систем поддержки принятия врачебных решений (СППВР) и дистанционного мониторинга здоровья.
В рамках медицинской инженерной школы реализуются четыре программы магистратуры:
19.04.01 Биотехнология: профиль: «Разработка тест-систем для диагностики in vitro» (Биоинженер);
09.04.01 Информатика и вычислительная техника: профиль: «Телемедицина и система поддержки принятия врачебных решений» (Инженер цифрового здравоохранения и телемедицины);
А также 6 программ дополнительного профессионального образования по подготовке высококвалифицированных инженерных кадров для медицинской промышленности и сферы информационных технологий.
Для преподавания дисциплин инженерного профиля привлечены доктора технических и физико-математических наук, профессора и доценты по специальностям, связанным с разработкой технологий искусственного интеллекта, информационных технологий и биотехнических систем.
Партнеры университета, подтвердившие участие в создании ПИШ — Госкорпорация «Росатом», Госкорпорация «Ростех» (АО «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» холдинга АО «Швабе»), ПАО «Сбербанк», НИИ «Химрар», АО «Барс груп», Консорциум «Медицинская техника».
Высокотехнологичные компании, осуществляющие софинансирование мероприятий программы развития ПИШ: ООО «Лиоселл», ООО «Бонабайт», ООО «Тиос», ООО «Научно-производственный инновационный внедренческий центр», ООО «Центр медицинских технологий», НПО «Андроидиная техника», ООО «Развитие», ООО «Вебзавод».
Образовательные партнеры медицинской инженерной школы: ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)», АНО ОВО «Сколковский институт науки и технологий».
Компетенции выпускников находятся на стыке информатики и вычислительной техники, приборостроения, оптических и биотехнических систем и медицины. У них формируется научная картина мира, объединяющая основные понятия и системы представлений, относящиеся к техническим и медицинским наукам. Дополнительное и более глубокое изучение анатомии, физиологии, неврологии и нейропсихологии позволяет выработать особый взгляд на реализацию бионических и нейросетевых систем путем стимулирования корректных аналогий с медицинскими и биологическими системами и в результате сократить трудоемкость и повысить результативность творческой работы по созданию новых изделий медицинского назначения.
Выпускники смогут работать в IT-компаниях, на предприятиях, производящих медицинскую технику, в клиниках и организациях здравоохранения, НИИ, инжиниринговых организациях и в медицинской промышленности.
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» стартовал в 2022 году по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Является одной из 42 инициатив Правительства РФ, направленных на повышение качества жизни граждан, выполняется в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Операторы проекта «Передовые инженерные школы»:
ФГАНУ «Социоцентр» — подведомственное учреждение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Осуществляет организационно-техническое, информационное, методическое, экспертно-аналитическое сопровождение проекта «Передовые инженерные школы».
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Осуществляет экспертно-методическое сопровождение федерального проекта «Передовые инженерные школы».
Направление подготовки «09.04.01 Информатика и вычислительная техника». Программа «Инженерия искусственного интеллекта»
Профессия «Инженер нейротехнологий».
Программа ориентирована на тех, кто хочет научиться создавать и внедрять аппаратно-программные средства для изучения, восстановления или улучшения нервной системы человека, а также новые мехатронные и роботизированные системы для частичного замещения функций человека.
Благодаря труду нейротехнологов, пациенты получают возможность восстанавливать двигательные и когнитивные функции с помощью технологий виртуальной реальности и биологической обратной связи.
Модули программы направлены на углубленное изучение процессов взаимодействия биологических и компьютерных нейронных сетей, что позволяет лучше понимать особенности практической реализации систем искусственного интеллекта, как в медицине, так и в других инженерных приложениях.
Направление подготовки «09.04.01 Информатика и вычислительная техника». Программа «Телемедицина и системы поддержки принятия врачебных решений»
Профессия «Инженер цифрового здравоохранения и телемедицины».
На программе готовят специалистов, которые разрабатывают и интегрируют системы сбора и обработки медицинской информации, содержащие технические средства удаленной диагностики, разрабатывают системы диагностики на основе анализа больших данных и искусственного интеллекта, аппаратно-программные комплексы дистанционного мониторинга здоровья для персонализированной диагностики и телемедицины.
Направление подготовки «19.04.01 Биотехнология». Программа «Разработка тест-систем для диагностики in vitro»
Профессия «Биоинженер».
Программа ориентирована на тех, кто хочет научиться производить уникальные продукты в области создания диагностических систем (тест-систем для in vitro диагностики) и освоить весь цикл разработки продукта от методологии, обработки и анализа научно-технической информации до проведения исследований, и клинических испытаний.
Модули программы направлены на изучение основ молекулярной биологии, генетики, медицинской микробиологии и иммунологии, клинической лабораторной диагностики, базовых аспектов биохимии, биотехнологии, биоинформатики и биоэтики.
Исследования выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) организованы в виде проектов по разработке тест-систем для клинико-диагностических исследований, а также микробиологии, иммунологии и генетики.
Направление подготовки «19.04.01 Биотехнология». Программа «Биотехнология»
Профессия «Биоинженер».
Программа направлена на подготовку специалистов в области разработки высокоэффективных инструментов регенеративной медицины.
Модули программы направлены на изучение биологических материалов (живые клетки, экструзионные материалы и гидрогели, используемые для создания биологических структур); процессов создания органоидов для исследований и испытаний лекарственных средств; технологии биопринтинга, которая позволяет создавать сложные трехмерные структуры из живых клеток и биологических материалов; способов моделирования тканей для персонализированной медицины, а также создания трансплантатов и искусственных органов для пересадки; программного обеспечения для компьютерного моделирования и проектирования биомедицинских структур.
Исследования выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) организованы в виде проектов по научному направлению «Тканевая инженерия и клеточные технологии в регенеративной медицине».
Информационные технологии в медицине
Программа подготовки кадров высшей квалификации «Информационные технологии в медицине» реализуется в сетевом формате с ПенЗГТУ. Программа реализуется по трем научным специальностям: 2.3.1 Системный анализ, управление и обработка информации, статистика; 2.3.4 Управление в организационных системах; 2.3.8 Информатика и информационные процессы.
Программа предназначена для подготовки специалистов, способных разрабатывать и использовать информационные системы и технологии в сфере медицины и здравоохранения, а также для формирования у аспирантов профессиональных компетенций и навыков, необходимых для профессионального самоопределения и карьерного развития.
Важным аспектом специальности является подготовка аспирантов к профессиональному самоопределению и выбору будущей карьеры. Для этого в рамках учебной программы предусматривается изучение профессиональных компетенций, необходимых для работы в сфере информационных технологий в медицине, а также формирование навыков самостоятельной работы и профессионального совершенствования.
Кроме того, специальность включает в себя изучение современных тенденций в области информационных технологий в медицине, таких как искусственный интеллект, машинное обучение, интернет вещей, blockchain и другие. Это позволяет аспирантам получать актуальные знания и навыки, необходимые для работы в современной цифровой медицине.
Цифровизация в здравоохранении (ПП)
Цель программы: формирование профессиональных компетенций специалистов в сфере цифровизации здравоохранения для управления процессами в медицинских организациях с применением современных ИТ-решений, цифровых платформ и передовых медицинских технологий.
Для получения удостоверения о повышении квалификации необходимо зарегистрироваться на платформе, оплатить программу, заполнить форму заявления, подготовить пакет документов и загрузить его на платформу.
Результаты обучения: после успешного завершения программы слушатели смогут:
Анализировать и определять потребности медицинской организации.
Формировать предложения по развитию ИТ-инфраструктуры медицинской организации.
Программа «Цифровизация в здравоохранении» предназначена для специалистов, интересующихся технологиями, вступающих в мир ИТ или имеющих опыт управления в медицинской сфере и желающих освоить новые компетенции в области цифровизации здравоохранения.
Программа включает изучение следующих основных модулей:
Изучение платформенной экономики, архитектуры и управления данными в цифровых платформах, а также трендов управления на основе данных, включая донорство данных.
Анализ современного состояния системы здравоохранения в РФ, изучение производителей данных в здравоохранении, трендов развития современного здравоохранения, архитектуры медицинской организации, ИТ-поддержки медицинской организации и интеллектуальной инфраструктуры медицинской организации.
Изучение экосистемы здравоохранения, кейсов платформ в здравоохранении, таких как ЕГИСЗ и фармацевтика.
Компьютерная лингвистика (ПП)
Программа профессиональной переподготовки «Компьютерная лингвистика» предназначена для лиц, имеющих высшее, неоконченное высшее или среднее специальное образование. В рамках цикла слушатели изучают методы машинного обучения и искусственного интеллекта, применяемых в лингвистике.
Курс направлен на приобретение слушателями таких навыков, как программирование системы извлечения и поиска информации из большого массива текстов, генерация текстов различного назначения (шаблоны деловых писем, договоров и т. п.), разработка вопросно-ответных систем, систем распознавания речи (чат-боты, голосовые помощники) и других систем, улучшающих процесс коммуникации, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, разработка алгоритмов и методов машинного перевода.
Практическая часть курса предусматривает получение слушателями практических навыков создания моделей для анализа текстовых и речевых данных.
Чему вы научитесь? По прохождении курса для слушателей предусмотрен следующий образовательный результат:
Освоение методов и технологий лингвистики для создания инновационного программного обеспечения.
Получение и применение навыков разработки чат-ботов, систем машинного перевода, инструментов для анализа текста, генерирования новых текстов и поиска необходимой информации.
Содержание программы
Введение в компьютерную лингвистику.
Анализ данных на языке Python.
Онтологии и базы знаний.
Технологии искусственного интеллекта для текстопонимания и текстогенерации.
Обработка естественного языка (NLP, natural language processing).
Проектно-технологическая практика.
Мониторинг пациентов в цифровом здравоохранении (ПК)
Программа направлена на подготовку инженерных кадров, способных решать задачи разработки программных модулей и их интеграцию в специализированное медицинское программное обеспечение (системы мониторинга и диагностики).
Направленность программы: совершенствование, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, а также качественное изменение профессиональных компетенций в области информационных технологий; обучение навыкам разработки программного обеспечения на основе анализа больших данных и искусственного интеллекта для реализации проектов по цифровой трансформации отрасли здравоохранения.
Задачи программы:
Обновление существующих теоретических знаний, методик и изучение передового практического опыта в области применения современных информационных технологий в медицинских приложениях.
Усвоение и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по вопросам разработки новых цифровых сервисов и программного обеспечения систем дистанционного мониторинга в здравоохранении.
Трудоемкость освоения: 18 академических часов.
Форма обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий.
Инженерия искусственного интеллекта в медицине (ПК)
Образовательная программа, нацеленная на изучение основных алгоритмов машинного обучения с акцентом на особенностях их применения к данным медицинского профиля, применение специализированных математических модулей Python в сфере анализа данных.
Проектирование научных исследований (ПК)
Образовательная программа направлена на развитие навыков и знаний, необходимых для проектирования научных исследований и их внедрения в реальный сектор экономики.
Программа длится 72 часа и преподается без отрыва от производства с использованием электронного обучения. Основная цель — обучить методам инженерного и дизайн-мышления, инновациям, проектному управлению и эффективной коммуникации для реализации научных проектов. Слушатели научатся применять эти знания на практике, от замысла до оформления заявок на финансирование и внедрения продукта.
Программа требует начальных знаний в управлении проектами и формирует умения в расчетах долгосрочных целей, анализе рыночных трендов и администрировании научной деятельности.
Статистический анализ в медицинских исследованиях (ПК)
Данная программа направлена на подготовку инженеров, способных разрабатывать системы диагностики с использованием анализа больших данных и статистики медицинских исследований. Программа фокусируется на совершенствовании профессиональных компетенций в сфере информационных технологий и обучает навыкам создания программного обеспечения для цифровой трансформации здравоохранения.
Основные задачи включают обновление теоретических знаний и изучение передового опыта в обработке медицинских данных, а также закрепление практических навыков в разработке ПО.
Обучение длится 144 академических часа и проводится в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, предназначено для лиц с высшим образованием.