История кафедры факультетский педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней начинается с марта 1976 года. Кафедру возглавила профессор, д. м. н. Галина Андреевна Маковецкая, ныне заслуженный деятель науки РФ, Почетный профессор СамГМУ. С 1984 г. по 2012 г. кафедрой руководил профессор, д. м. н., Владимир Алексеевич Кельцев. С 2012 г. по 2022 г. — д. м. н. Галина Владимировна Санталова, почетный выпускник СамГМУ. С 2022 года кафедру возглавляет д. м. н. Галина Юрьевна Порецкова.
Пн-пт — с 9:30 до 16:00Сб-вс — выходные дни
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 43
Г. Ю. Порецкова является выпускницей Куйбышевского медицинского института им. Д. И. Ульянова (1989 г.). После прохождения клинической интернатуры работала врачом педиатром и врачом кабинета профилактики инфекционных заболеваний. После окончания клинической ординатуры работала на кафедре детских болезней. В 2004 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности белково-синтетической функции печени у недоношенных новорождённых при физиологическом и осложнённом течении постнатальной адаптации» (диплом кандидата наук КТ № 141796 от 04.02.2005 года). В 2015 году присвоено учёное звание «Доцента» по специальности «Педиатрия» (диплом ЗДЦ № 002251). В 2019 году защитила докторскую диссертацию на тему «Системный подход к профилактике нарушений развития и состояния здоровья школьников» по специальности 14.01.08 — Педиатрия (диплом доктора наук ДОК № 001613 от 14.10.2020 г.).
Порецкова Г. Ю. является врачом — педиатром высшей категории. Проводит консультирование в отделениях педиатрического корпуса ГБУЗ СО КОКБ им. Середавина.
Сотрудники кафедры
В институте педиатрии Порецкова Г. Ю. является председателем методической комиссии по специальности «Педиатрия» и заместителем председателя Самарского регионального отделения Российского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ).
Основные научные интересы — школьная медицина, проблемы новорождённых и детей раннего возраста, детская пульмонология.
Порецкова Г. Ю. является автором 165 публикаций в РИНЦ, 20 патентов на изобретения, полезные модели, свидетельств на программы ЭВМ, 34 учебно-методических пособий, соавтором 8 монографий.
Сотрудниками кафедры ведется учебно-методическая работа, воспитание личности врача-педиатра, способного применять свои знания во благо здоровья детей. Преподавание осуществляется на основе принципа преемственности обучения (приобретение новых знаний на базе уже полученных); акцентируется внимание на формирование у студентов практических навыков. Непосредственно у постели больного студентам объясняются клинические симптомы заболевания, объясняются приемы физикального обследования, разъясняются диагностика и лечение больных. Уделяется большое внимание подготовке лекций. По окончании обучающих курсов проводятся экзамены по пропедевтике детских болезней и факультетской педиатрии, на которых проверяются не только знания теоретических основ, но и практические навыки.
Научными направлениями кафедры является изучение состояния регулирующих систем при формировании соматической патологии у детей.
За последние 5 лет на кафедре защищено 4 кандидатских диссертации, результаты научных исследований кафедры докладывались на форумах и конференциях с международным участием, на республиканских и региональных съездах, симпозиумах.
Коллектив кафедры работает в тесном сотрудничестве с главными врачами и коллективами детского кардиоревматологического отделения СОККД, детского отделения ГБУЗ СО «СГП№ 1», педиатрического отделения № 2 ГБУЗ СО «СГП№ 3», детского отделения ГБУЗ СО «СГКП № 15», детского отделения Клинического Госпиталя «Мать и дитя» ИДК в Самаре. При участии сотрудников кафедры под руководством Г. Ю. Порецковой проводятся клинические разборы больных, консилиумы, патологоанатомические конференции. Ассистенты, доценты и профессора кафедры ведут консультативные приемы пациентов, а также участвуют в общественной жизни отделений. Основными направлениями практической лечебной работы кафедры являются: педиатрия, неонатология, детская кардиологи, ревматология, школьная медицина.
За последние 5 лет (2017-2024 гг.) на кафедре обучалось 20 ординаторов, 2 очных аспиранта и 1 заочный аспирант.
Воспитательная работа на кафедре проводится «через предмет» при проведении практических занятий и лекций, во время работы студенческих научных кружков и при проведении совместных культурных мероприятий. Кафедра факультетской педиатрии курирует 3 курс педиатрического факультета. С каждой группой осуществляется индивидуальная работа (посещение театров, концертов, музеев, выставок).
На занятии со студентами
Воспитательная работа тесно связана с учебной деятельностью и осуществляется с использованием принципов обучения «у постели больного» и «делай как я», с формированием у студентов клинического мышления и алгоритма последовательных действий и манипуляций. Особое внимание уделяется курации больных, обучению работе с пациентами разных возрастов и их родителями. Учебная работа направлена на реализацию модели личностно-ориентированного и опережающего образования специалистов, обеспечивающей конкурентоспособность выпускника СамГМУ.
Кафедра располагается на нескольких базах. Каждая база имеет оборудованные учебные комнаты. На основной базе кафедры в детском отделении СОККД имеется 2 учебных комнаты, ассистентская, кабинет заведующего кафедрой. Имеется 1 компьютер, учебные доски. На кафедре имеются 2 мультимедийных проектора, 3 ноутбука и другое необходимое для учебного процесса оборудование.
Кафедра расположена на основных учебных базах:
Коллектив кафедры (штатное расписание): 1 ставка заведующего кафедрой, 1,25 ставки профессора 2,25 ставки доцента, 2,5 ставки ассистента.
Ученую степень доктора медицинских наук имеют — 3, кандидата медицинских наук — 5, ученое звание профессора — 2, ученое звание доцента — 3. Остепененность сотрудников кафедры составляет 73%, средний возраст
Вспомогательный состав: 1,5 ставки старшего лаборанта, 2 ставки лаборанта.
В учебной деятельности акцентируется внимание на внедрение новых инновационных технологий в образовательный процесс: мультимедийное обеспечение лекций и практических занятий; использование в учебном процессе тестов и ситуационных задач, выполненных в виде учебных пособий, элементы дистанционных технологий. В соответствии с ФГОС утверждены на ЦКМС университета и внедрены в учебный процесс рабочие программы по дисциплинам «Пропедевтика детских болезней», «Факультетская педиатрия с курсом эндокринологии» «Основы формирования здоровья», «Клиническая практика педиатрического профиля», «Помощник процедурной медицинской сестры», «Детская кардиология» для студентов Института педиатрии, «Детские болезни» для студентов института профилактической медицины; утверждены и внедрены в учебный процесс УМКД.
За 5 лет сотрудниками кафедры опубликовано более 90 научных работ, в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, 8 — в зарубежных изданиях, выпущено 3 монографии. Получено 8 патентов на изобретения и полезные модели.
Заведующий кафедрой Г. Ю. Порецкова и профессор кафедры Г. В. Санталова являются членом диссертационного совета
Д 21.2.061.04 по специальности 3.1.21 — Педиатрия при ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России. Профессор Санталова Г. В. входит в редакционную коллегию журнала: «Наука и инновации в медицине».
На кафедре работает студенческий научный кружок, который посещают 50-55 человек. Традиционно последние 3 года СНО кафедры факультетской педиатрии является лучшим в секторе педиатрия. Ежегодно студенты занимают призовые места на Всероссийских итоговых студенческих научных конференциях, активно участвуют в олимпиадах общероссийского уровня с международным участием.
Работа сотрудников кафедры факультетской педиатрии ведется по трем основным направлениям, о которых говорил и говорит Президент нашего университета, академик РАН Г. П. Котельников — «Учить, лечить и заниматься наукой».
Планируется: продолжить работу по привлечению молодых сотрудников на кафедру для усиления кадрового потенциала кафедры и по подготовке резерва на должности доцента и заведующего кафедрой; продолжать работу по внедрению инновационных методов в преподавании, в том числе по подготовке электронных вариантов лекций и учебных пособий; усилить работу по оформлению грантов и привлечению средств для научной деятельности и оформлению диссертационных работ; осуществлять поиск новых подходов и решений актуальных научных вопросов.
Тематические планы лекций на осенний семестр 2024-2025 учебного года(PDF, 985 КБ)
Тематические планы практических занятий на осенний семестр 2024-2025 учебного года(PDF, 1,2 МБ)
Экзаменационные вопросы(PDF, 715 КБ)