Институт социально-гуманитарного и цифрового развития медицины

Институт образован приказом ректора № 222 от 26.12.2020 года. Его структуру формируют 9 кафедр.

На кафедрах института занимаются студенты всех специальностей. Но основным направлением является подготовка по двум востребованным в здравоохранении специальностям: «Клиническая психология» (специалитет, с 1991 года) и «Медицинская кибернетика», лицензия на подготовку по которой была получена в 2020 году.

Преподавание ведется более чем на 30 клинических и теоретических кафедрах СамГМУ. Более 80% профессорско-преподавательского состава, ведущих преподавание, имеют ученые степени кандидатов и докторов наук.

Захарова Елена Владимировна
Директор, доктор психологических наук, доцент

Контакты

443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89

+7 846 374-10-04
доб. 4982

studmfc@samsmu.ru

Режим работы МФЦО

Пн-пт — с 9 до 17:30 (обед — с 13 до 14) Сб-вс — выходные дни

Абитуриентам

Встреча с первокурсниками состоится 1 сентября 2021 года в 14 часов по адресу: ул. Гагарина, 16, 1 этаж, лекционная аудитория № 2. С собой иметь ручку синего цвета. Кто не сдал в приемную комиссию или в кабинет 514 (Чапаевская, 89) фотографии, принести 6 штук 3×4.

Расписание занятий на осенний семестр (Клиническая психология)(PDF, 2,5 МБ)

Расписание занятий 1 курса на осенний семестр (Социальная работа)(PDF, 328 КБ)

Расписание занятий 1 курса на осенний семестр (Медицинская кибернетика)(PDF, 407 КБ)

График выдачи учебников студентам 1 курса(PDF, 387 КБ)

График выдачи учебников студентам других курсов(PDF, 196 КБ)

Специальность «Клинический психолог»

В 1991 году СамГМУ первым среди медицинских вузов страны приступил к подготовке нового специалиста — клинического психолога. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом выпускнику присваивается квалификация «Клинический психолог». Срок обучения — 5,5 лет.

Клиническая психология — психологическая специальность широкого профиля, участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования, социальной помощи населению. Практическая и научно-исследовательская деятельность специалиста направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

Пациентом клинического психолога является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.

 
Видео
День открытых дверей онлайн в Институте социально-гуманитарного и цифрового развития медицины СамГМУ

Потребность в специалистах-клинических психологах очень велика, так как в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах постоянно возникают психологические проблемы как самого пациента, так и его родственников, а также врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Это и проблема общения врача с пациентом, и проблема экстренной диагностики душевного состояния пациента, и проблема психологической помощи больному. Иногда реакция пациента на диагноз может быть настолько бурной и острой, что он решается на трагический шаг.

Необходимо помнить: если болеет тело, душа тоже должна лечиться. Врачеванием души занимаются клинические психологи. Человек, пораженный тяжелым телесным недугом, нуждается не только, а иногда и не столько в медикаментозном или хирургическом лечении, как в том, чтобы его поняли, выслушали, приняли в новом качестве и помогли преодолеть этот тяжелый период в его жизни. Другими словами, клинический психолог призван работать во всех клинических и профилактических направлениях медицины, решая задачи психологической диагностики, терапии и оздоровления медицинской и социальной среды больного.

Задачи клинического психолога не ограничиваются оказанием психологической помощи заболевшему — психологическая помощь необходима всем людям. Каждая отрасль медицины ставит перед психологом свои, более узкие задачи: например, выяснение роли психических факторов в возникновении и развитии конкретного заболевания, выяснение психических резервов заболевшего, которые помогут ему справиться с болезнью, устранение неблагоприятных психологических факторов (индивидуально-психологического, социального или медицинского характера).

После диплома

Наши выпускники успешно трудятся в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса. Они выполняют различные виды профессиональной деятельности — диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую и учебно-воспитательную.

Поступай в СамГМУ

Специальность «Социальная работа»

Квалификация выпускника — бакалавр

В 2010 году Самарский государственный медицинский университет начал подготовку профессиональных кадров по направлению «Социальная работа».

Социальная работа включает не только практическую деятельность по оказанию помощи, поддержки, социальной защите населения, но и теоретическую подготовку, и образовательный процесс в области социальной работы.

Объектом социальной работы является социальная сфера. Ее структуру составляют: социальная деятельность, социальная структура, социальная инфраструктура, социальные отношения в собственном или узком смысле.

Социальная сфера состоит из множества компонентов, в каждом из которых необходима высокопрофессиональная деятельность социальных работников. Это сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры; различные формы расселения людей; сферы здравоохранения, образования, науки, культуры; силовые структуры общества (армия, полиция и др.); пенитенциарная система(исправительно-трудовые учреждения, в которых отбывают наказание люди, совершившие правонарушения или преступления), деятельность по осуществлению наказаний и позитивной социализации наказуемых; социально-этническая среда; сфера бытового обслуживания населения.

Частным проявлением социальной деятельности выступает социальная работа, направленная на оказание помощи, социальной поддержки, социальную защиту людей, создание нормальных условий для их жизнедеятельности.

Социальная работа предусматривает вычленение тех групп и слоев населения, которые занимают особое положение в социальной структуре в силу той ситуации (инвалидность, пожилой возраст, болезнь, малообеспеченность и т. д.), в которой они оказались.

В условиях политических, экономических и социальных трансформаций последних десятилетий на фоне ухудшения показателей здоровья усугубились медико-социальные проблемы. Это обусловливает объективную потребность в развитии новых эффективных технологий решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера на качественно новом комплексно-интегрированном уровне. Среди таких технологий существенную роль играют технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения в рамках профессиональной медико-социальной работы.

На базе Самарского государственного медицинского университета осуществляется подготовка профессионалов именно в области медико-социальной работы. Однако выпускники факультета, имея законченное высшее образование (бакалавриат), смогут осуществлять профессиональную деятельность в любой социальной сфере.

Среди функций специалиста социальной работы в системе здравоохранения можно выделить следующие: организация медико-социальной помощи и ухода за больными, организация паллиативной помощи, санитарно-гигиеническое просвещение, информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем, представление в органах власти интересов лиц. Нуждающихся в медико-социальной помощи, оформление опеки и попечительства, информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты, семейное консультирование, участие в проведении медико-социальной экспертизы, участие в осуществлении медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии и других областях клинической медицины, социально правовое консультирование и др.

Выпускники, получающие квалификацию «бакалавр», могут продолжить свое образование по направлению подготовки 040400.68 — «Социальная работа» и получить квалификацию/степень «магистр». Основными видами профессиональной деятельности магистров являются научно-исследовательская, организационно-управленческая, научно-педагогическая, социально-проектная, социально-технологическая.

На факультете осуществляется большая воспитательная работа на всех кафедрах, осуществляющих обучение студентов. Студенты пользуются всеми социальными благами и льготами, которые доступны студентам всех остальных факультетов.

На факультет приглашаются абитуриенты для обучения по системе инклюзивного образования (образование студентов-инвалидов с нарушенным слухом в системе существующей образовательной программы).

Специальность «Медицинская кибернетика»

Медицинская кибернетика — новая, динамично развивающаяся специальность. Медицинское диагностическое оборудование усложняется с каждым днем, а цифровизация здравоохранения стала необходимой и обязательной.

Врач-кибернетик получает не только медицинское, но и кибернетическое образование. Специалисты по медицинской кибернетике работают на стыке информатики, физики, биологии и медицины. Они занимаются проблемами, связанными с физическими и физико-химическими механизмами жизненных процессов, проектируют компьютерные автоматизированные системы медицинского назначения и системы управления здравоохранением. Такие специалисты работают в медицинских, исследовательских, научных организациях, выступают в качестве лаборантов, инженеров-исследователей, биологов и врачей.

Медицинские кибернетики обладают широким спектром профессиональных компетенций. Они способствуют интеграции дисциплин, направленных на профилактику и лечение человека с помощью инновационных методик и технологий.

Врач-кибернетик востребован во всех областях здравоохранения. Он может занимать научные, преподавательские и врачебные должности в учреждениях здравоохранения, и других ведомствах, заинтересованных в специалистах, подготовленных для разработки и внедрения медицинских информационных технологий в медицинских организациях.

Основными направлениями деятельности специалиста являются:

  • статистический анализ экспериментальных и медико-демографических данных;
  • обработка медицинских сигналов и изображений;
  • моделирование различных органов, систем и процессов, происходящих в живых организмах;
  • разработка систем поддержки принятия врачебных решений, в том числе с использованием искусственного интеллекта;
  • разработка и сопровождение медицинских информационных систем для различных задач, в том числе слежения за состоянием организма, автоматизации деятельности медицинских подразделений и учреждений;
  • разработка моделей и стандартов обмена медицинской информацией.

Медицинский кибернетик может заниматься врачебной деятельностью и выполнять функции врача функциональной диагностики, врача-лаборанта, врача-специалиста по лучевым методам исследования в клинико-диагностических центрах, лабораториях многопрофильных больниц. Также он может сотрудничать с терапевтами, хирургами, гематологами и другими специалистами.

Перспективы карьерного роста позволяют специалистам занимать хорошо оплачиваемые должности в крупных центрах медицинской диагностики или организовать свое дело.

Врачи-кибернетики являются востребованными в крупнейших российских и зарубежных компаниях, занимающихся разработкой и внедрением медицинских информационных систем.

За время обучения в СамГМУ будущие специалисты научатся:

  • создавать, внедрять и использовать медицинские автоматизированные информационные системы, которые кроме блока управления включают такие элементы, как профилактика, диагностика и лечение, кадры и материальное обеспечение учреждения;
  • использовать вычислительную технику при обработке медицинской информации;
  • использовать в лабораториях и отделениях медицинских и научных организаций современную клиническую лабораторную, биофизическую и биохимическую аппаратуру;
  • осуществлять приём терапевтических, хирургических и неврологических больных, определять их основные симптомы и синдромы, ставить предварительный диагноз;
  • составлять план лабораторно-инструментального анализа;
  • проводить клинические лабораторные, биохимические, биофизические, исследования;
  • разрабатывать и внедрять в медицинскую практику современные информационные технологии;
  • вести отчетную документацию в медицинских и научных организациях с использованием современных информационных технологий;
  • организовывать и планировать работу медицинского персонала;
  • соблюдать правила врачебной этики, хранить врачебную тайну и придерживаться закона при работе с конфиденциальной информацией;
  • проводить среди населения мероприятия по вопросам здоровья, здорового образа жизни, влияния на здоровье экологии, профилактики различных заболеваний.

Обучение по программе специалитета длится 6 лет. При поступлении в вуз учитываются результаты ЕГЭ по следующим дисциплинам: математика (профиль), биология/химия, русский язык. По окончании обучения сдается государственный экзамен и проводится защита выпускной квалификационной работы.

Документы

Присоединяйтесь к нам в соцсетях