Ректор СамГМУ выступил на Экспертном совете Госдумы РФ по теме социальной адаптации иностранных студентов

22.11.2023

Ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ Александр Колсанов принял участие в заседании Экспертного совета по вопросам образования и молодежной политики при заместителе председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Борисе Чернышове. Ректор СамГМУ поделился опытом университета в организации обучения иностранных граждан, а также внес ряд предложений по улучшению социального климата в части устранения регуляторных барьеров миграционного законодательства для этой группы студентов.

Александр Колсанов рассказал, что обучение иностранных граждан в СамГМУ началось в 1992 году. За последние пять лет число иностранных студентов в вузе увеличилось вдвое и сегодня составляет более 1000 человек по всем формам обучения (бакалавриату, специалитету, ординатуре и аспирантуре). Студенты представлены 39 странами, больше всего обучающихся из Индии, Египта, стран Ближнего Востока и СНГ.

«К 2030 году в рамках достижения показателей эффективности реализации программы „Приоритет 2030“ доля иностранных обучающихся в вузе должна составить не менее 20 процентов от общего контингента, — отметил Александр Колсанов. — В ближайшее время мы планируем значительно нарастить долю студентов на билингвальных программах обучения, делая упор на обучающихся из Индии. Безусловно, увеличение численности иностранных студентов требует создания благоприятных условий по социальной адаптации не только на уровне университета, но и во внешнем контуре».

Еще до начала пребывания иностранных обучающихся на территорию России университет проводит работу по их ознакомлению с правилами и условиями обучения, нормами законодательства, в том числе миграционного. По прибытию в России с иностранными обучающимися СамГМУ работают специалисты управления международных отношений, занимающиеся вопросами миграционного учета, социокультурной адаптации. Также для студентов регулярно проводятся встречи с представителями Управления по вопросам миграции ГУМВД по Самарской области, которые доводят информацию об изменениях миграционного законодательства.

Ректор обратил внимание на то, что для формирования привлекательного имиджа России важно иметь в виду барьеры миграционного законодательства, сформировавшиеся в результате применения ряда законодательных актов. Еще одна проблема — незнание законов некоторыми представителями общественных институтов.

«Мы сформировали ряд предложений, основываясь на обратной связи, полученной от наших иностранных студентов», — подчеркнул Александр Колсанов.

В частности ректор отметил, что встречаются случаи, когда работодатели отказывают иностранным студентам в приеме на работу, так как не информированы о том, что по закону студенты могут работать в свободное от учебы время без оформления специального разрешения на работу. А некоторые работодатели не хотят нести ответственность за прием на работу иностранного студента, так как это накладывает на них обязательства по информированию МВД о найме иностранца. Александр Колсанов предложил сформировать механизм информирования работодателей через региональные органы исполнительной власти о возможностях трудоустройства иностранных студентов и проводить регулярную разъяснительную работу.

Кроме того, Александр Колсанов предложил законодательно упростить для иностранных студентов процедуру заверения справки об отсутствии судимости с возможностью дистанционного получения услуги, а также законодательно закрепить норму минимальной численности организаций, уполномоченных проводить обязательное медицинское освидетельствование иностранных студентов иунифицировать тариф на оказание услуги медосвидетельствования в различных регионах, сделав его более «демократичным». Реализация данных предложений позволит улучшить адаптацию иностранных студентов и повысить привлекательность обучения в России.

Кроме того, ректор СамГМУ предложил сформировать на уровне Государственной думы РФ рабочую группу по инновационным подходам к трансформации высшего образования с учетом активного участия вузов в программах «Приоритет 2030», ПИШ и НТИ. Предложение было поддержано участниками совещания и будет рассмотрено на уровне Экспертного совета.

Источник фото — телеграмм канал «Научно-образовательная политика»

Присоединяйтесь к нам в соцсетях