Ректор СамГМУ представил концепцию развития российского медицинского высшего образования в рамках «Приоритет 2030»

30.06.2023

Ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ Александр Колсанов на пятом семинаре «Образование в медицинских университетах: взгляд из будущего» представил новую концепцию развития российского высшего медицинского образования. Мероприятие стало итоговым в серии проектных семинаров, организованных СамГМУ в рамках программы «Приоритет 2030».

В семинаре приняли участие заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Семенова, министр здравоохранения Самарской области Армен Бенян, ректоры российских медицинских вузов, проректорский корпус и руководство СамГМУ и другие участники.

«Разработку концепции продиктовала потребность, существующая на местах, реальные запросы людей. При ее создании учитывались мнения обучающихся, главврачей, руководителей научно-исследовательских институтов, средне-специальных медицинских учебных заведений и других участников рынка медицинского образования. Мы постарались услышать каждого, его боли и проблемы», — прокомментировал Александр Колсанов.

Как отметил ректор СамГМУ, качественные изменения в системе высшего медицинского образования диктует множество современных трендов. Это научно-технический прогресс медицинских технологий, прорывные решения в сфере биотехнологий, генетики, биоинженерии, разработка новых поколений лекарственных средств. Это и необходимость достижения импортонезависимости, национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан в целом. Это увеличение числа продуктов и сервисов в сфере ИТ-медицины и проч.

«Новая модель высшего медицинского образования предполагает несколько принципиальных моментов. Выпускник для первичного звена здравоохранения будет обладать компетенциями врача-терапевта, способного оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь. При этом сроки обучения останутся прежними. Компетентностный профиль выпускника будет разрабатываться в соответствии с потребностями рынка труда, а также с учетом образовательного, научного, инновационного, технологического потенциала самого вуза. Первые 2,5–3 курса будет происходить активное погружение в профессиональную деятельность. Начиная с третьего курса, с учетом самоопределения обучающихся проводится разделение на 4 трека: врач-терапевт первичного звена, врач-терапевт „с дальнейшей специализацией“ (ординатура, стационар), врач-терапевт „исследователь“ и врач-терапевт „разработчик/технолог“. Выпускники, завершившие обучение по любому треку, смогут работать в первичном звене».

Как подчеркнул Александр Колсанов, реализация концепции развития медицинского высшего образования позволит снизить кадровый дефицит в отрасли за счет постоянного улучшения условий труда и за счет привлечения молодых специалистов с расширенным функционалом, в том числе в сельских районах. Деятельность врача станет более эффективной, поскольку каждый специалист будет владеть базовыми врачебными навыками и передовыми технологиями.

Медицинские университеты смогут обеспечивать качественно новый уровень отечественного медицинского высшего образования и приобрести устойчивое положение на национальном и глобальном рынке образования. Концепция также предусматривает экспорт российского медицинского образования в дружественные страны и, отчасти, за счет этого укрепление финансовой устойчивости университетов.

«Новая концепция удовлетворит запрос студентов на конкурентоспособное медицинское образование с учетом трендов будущего и, как результат, поможет приобрести устойчивое социальное положение. Для выпускников вузов расширится вариативность сфер трудоустройства, при этом сохранится высокая конкурентоспособность и востребованность на рынке труда, в том числе в смежных сферах», — подчеркнул в завершении ректор СамГМУ.

Участники семинара в целом положительно оценили предложенную концепцию медицинского образования, со стороны заместителя министра здравоохранения РФ Татьяны Семеновой прозвучали конкретные комментарии и предложения.

Они будет учтены в доработанной концепции, которая затем будет направлена в министерство здравоохранения РФ в качестве рекомендаций и предложений по совершенствованию системы высшего медицинского образования в стране.

Кроме того, участники договорились о первом шаге, который предусматривает новая модель, — создании единого консорциума медицинских вузов-участников программы «Приоритет 2030», других медицинских вузов страны и медицинских факультетов непрофильных вузов.

Основными направлениями деятельности консорциума станут академические обмены с учетом содержания образовательных программ, с перезачетом дисциплин и практик в вузах-участниках. Также консорциум предусматривает для его членов разработку, внедрение и реализация новых образовательных программ, включая сетевые форматы, а также поиск бизнес-партнеров в целях инвестирования, финансирования и коммерциализации результатов совместных разработок и лучших образовательных практик.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях