В СамГМУ трансформируют высшее медицинское образование с учетом современных вызовов

03.04.2024

В Самарском государственном медицинском университете проводится уникальная для медицинских вузов трансформация образовательной деятельности. Ее результатом должно стать восполнение дефицита кадров в первичном медицинском звене, а также индивидуальная подготовка эффективных высококвалифицированных специалистов, в соответствии с вызовами медицины будущего.

Как подчеркнул ректор Самарского государственного медицинского университета Минздрава России, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ Александр Колсанов, трансформационный процесс представляет собой полную пересборку образовательных программ с учетом запросов практического здравоохранения, индустриальных партнеров университета, а также пожеланий самих студентов как заказчиков своего образования.

«Сегодня мы четко осознаем, что перемены необходимы. Это уже не пожелание, а требование времени. Мы трансформируем все направления развития вуза, и образование должно быть прогрессивным, чутко откликающимся на все те перемены, внутри которых все мы развиваемся. Формируя образовательные программы, мы прежде всего должны видеть, каким в финале будет наш выпускник. И это должен быть специалист, за которым будут стоять очереди потенциальных работодателей», — комментирует ректор СамГМУ.

Обсуждению изменений, которые будут внедрены в университете уже с сентября 2024 года, был посвящен круглый стол с участием ректора СамГМУ, министерства здравоохранения Самарской области, главных врачей медицинских организаций региона, образовательных, научных и инновационных подразделений СамГМУ.

В качестве модератора мероприятия выступил член Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ, сопредседатель Экспертного совета Госдумы РФ по непрерывному образованию, научный руководитель экспертно-аналитического центра «НОП» Евгений Сженов. Он подчеркнул, что сегодня опыт СамГМУ высоко оценивается на федеральном уровне и все шаги в развитии университета вызывает большой интерес участников образовательной отрасли.

Директор института педиатрии СамГМУ Владимир Калинин рассказал о принципиальных изменениях, которые коснутся структуры образовательной программы медицинского университета. «Мы понимаем, что мир сегодня динамично меняется, и университеты должны не только соответствовать, но и опережать эти изменения. Сегодня и рынок труда также трансформируется, появляются новые позиции, которые могут занять выпускники. В рамках расширения их сфер применения мы понимаем, что индивидуализация образования должна зайти в университет основательно и надолго. Мы должны опережать текущее положение дел, видеть, как меняется сфера здравоохранения и готовить выпускников на опережение — к будущим позициям, которые они смогут занять после выпуска», — подчеркнул Владимир Калинин.

Все образовательные программы специалитета в СамГМУ будут построены по единому принципу: общая для всех специальностей ядерная программа, профессиональный блок, треки. Так, оучение на программах УГС «Клиническая медицина» будет осуществляться по следующим трекам: врач первичного звена, врач-терапевт со специализацией, врач-исследователь и врач-разработчик. Все треки будут иметь разный образовательный результат. Первые 2,5–3 курса будет происходить активное погружение в профессиональную деятельность с позиции социо-гуманитарного, естественно-научного знания. После этого с учетом самоопределения обучающихся будет проводиться разделение на треки узкой специализации.

Сквозным будет формирование компетенций в сфере ИТ-медицины, управления качеством медицинской помощи, бережливым технологиям. Выпускники, завершившие обучение по любому треку, смогут работать в первичном звене. При этом деятельность врача должна стать более эффективной, поскольку каждый специалист будет владеть базовыми врачебными навыками и передовыми технологиями. Компетентностный профиль выпускника будет разрабатываться в соответствии с потребностями рынка труда.

Как отметил Владимир Калинин, за студентом сохранится право выбрать другой образовательный трек в случае, если в определенный момент он поймет, что сделал неправильный выбор. Наверстать знания по нужному треку он сможет в рамках программы дополнительного профессионального образования.

В результате внедрения новой программы первичное звено медицины получит эффективных специалистов, обладающих расширенным функционалом, который смогут реализовать на своем рабочем месте. Треки разработчика и исследователя позволят оставить в медицинской отрасли компетентные кадры, которые будут заниматься развитием инноваций и перспективных технологий.

Разработкой новых образовательных программ занимаются опытные преподаватели и практики СамГМУ — специалисты в области реализации и сопровождения программ высшего образования. Для них в структуре университета появились новые позиции — Руководитель образовательных программ (РОП). При разработке методических материалов и учебных планов они собирают обратную связь от разных участников процесса, чтобы учесть все пожелания в финальном продукте.

Врио заместителя министра здравоохранения Самарской области — руководитель департамента правового и кадрового обеспечения министерства Денис Бутолин отметил, в министерстве относятся к трансформационным процессам в СамГМУ с интересом и оптимизмом. Он подтвердил, что несмотря на то, что обеспеченность врачами в регионе заметно выше, чем в соседних субъектах РФ, региональная система здравоохранения нуждается во врачах первичного звена. Представитель министерства подчеркнул, что основные надежды на предполагаемые изменения в системе образования СамГМУ связаны именно с восполнением этих кадровых потребностей, а также с высоким качеством подготовки по всем критериям успешной врачебной деятельности. В медучреждениях региона ждут специалистов, которые будут не по наслышке знакомы с телемедициной, искусственным интеллектом, информацитизацией, — всеми современными средствами и возможностями, которые позволяют снизить нагрузку на врача и оптимизировать лечебный процесс.

В свою очередь, представитель практического здравоохранения, главный врач Самарской городской клинической поликлиники № 15, являющаяся одновременно и руководителем трека «врач первичного звена» образовательной программы по специальности «Лечебное дело» к.м.н. Анна Дзюбайло отметила, что один из главных запросов к приходящим кадрам — пациентоцентричность, умение работать с человеком, понимание, как необходимо выстраивать общение на приеме.

«Для того, чтобы ребята этим владели, обучение должно стать более практикоориентированным. Когда они в процессе обучения будут приходить к нам и в другие учреждения, мы сможем показать все плюсы работы в первичном звене. Они смогут лично убедиться, что они есть вопреки некоторым существующим стереотипам и объективным сложностям нашей работы», —подчеркнула Анна Дзюбайло.

Главный врач Самарской областной клинической больницы им. В. Д. Середавина, главный внештатный специалист министерства здравоохранения Самарской области и ПФО по торакальной хирургии, д.м.н. Сергей Пушкин поддержал описанный коллегой профиль специалистов, востребованных в лечебном учреждении.

«Все хотят быть великими и преуспевающими людьми, но в реальности мы понимаем, что практическая медицина строится на тех врачах, которые несут на себе самую тяжелую нагрузку, работают непосредственно с пациентами, особенно с маленькими пациентами. На мой взгляд, именно формирование треков позволит нам как работодателям отбирать тех выпускников, кто выбрал своей основной специальностью медицину. Заканчивая вуз, они смогут пойти в ординатуру, где предусмотрено их дальнейшее развитие по выбранной специальности, дополнительные навыки, которые помогут в практической работе», — подчеркнул эксперт. Сергей Пушкин также отметил, что для развития каждого врача важен научный анализ своих результатов, возможность проявить себя в науке. Поэтому при распределении на треки, важно учесть, чтобы каждая модификация сохраняла в себе сбалансированное сочетание разных навыков.

На это руководитель образовательного трека «Врач-исследователь», начальник управления научных исследований и подготовки научно-педагогических кадров СамГМУ, д.м.н. Ирина Золотовская отметила, что в трансформированной системе обучения наука и исследовательская деятельность будет внедряться уже на младших курсах. В этом случае каждый студент сможет познакомиться с наукой, приобщиться к научной деятельности и к моменту разделения на треки — понять, насколько эта сфера ему близка. Решив заниматься научными разработками, студент будет всячески погружаться в научную среду, в том числе взаимодействовать с НИИ, работать в научных группах. На выходе специалист сможет реализовать себя в качестве научного сотрудника университета или других учреждений научной сферы.

«Я всегда говорю студентам, аспирантам, что только ученые могут сдвигать часы истории вперед, создавать новые знания. Поэтому так важно каждому студенту, начиная с первого курса, попробовать себя в генерации новых знаний», — подчеркнула Ирина Золотовская.

Представляя потребности внутреннего заказчика, руководитель отдела проектного менеджмента Института инновационного развития СамГМУ, руководитель лаборатории персональных медицинских помощников Центра компетенций НТИ «Бионическая инженерия в медицине» на базе СамГМУ, к.э.н. Петр Кшнякин отметил, что сегодня, в эпоху развития ИТ, особенно значение приобретают специалисты, которые как клинические эксперты могут быть связующим звеном между всеми участниками процесса — и клиницистами, медиками, и разработчиками, и теми, кто будет заниматься коммерциализацией.

«Сегодня глобальный маховик создания новых продуктов, технологий, закручивается все быстрее. Поэтому так остро востребованы люди, которые помогают преломлять научные и исследовательские продукты к практической плоскости. Создание трека, который позволит формировать такие компетенции, сделает большой прорыв: и для нас, и для всей медицины», —прокомментировал Петр Кшнякин.

Своими ожиданиями и взглядами на трансформацию образования также поделился директор института фармации, заведующий кафедрой химии Института фармации, д.фарм.н. Александр Воронин. Он отметил, что программа по фармации будет конструироваться с учетом практикоориентированности и вовлеченности индустриальных партнеров. Поэтому студенты при обучении в рамках трех профильных треков будут подавляющую часть времени проводить на базах индустриальных партнеров. В университете в этом году впервые среди всех медвузов открылась кафедра управления и экономики фармации — базовая кафедра «Аптеки Плюс». Потенциал взаимодействия с компанией, у которой есть собственная производственная линия, охватывает также сферу производства биологически активных добавок, а в перспективе — лекарственных средств. Также у СамГМУ есть тесное сотрудничество с компанией «Озон» — одним из крупнейших производителей лекарств в России и «Самарской фармацевтической фабрикой». Это открывает большие перспективы в обучении студентов, которые выберут образовательную программу «фармация».

РОП по специальности «Медико-профилактическое дело», доцент Татьяна Никитина в свою очередь отметила, что главное новшество будет в том, что уже на младших курсах студенты получат возможность познакомиться со спецификой своих будущих специальностей в ходе учебно-производственных практик. По словам Татьяна Никитиной, сегодня понятие сохранения здоровья выходит на новый уровень значимости в обществе, становится все более популярным. И специалисты, которые решат связать свою жизнь с разными направлениями сферы профилактики здоровья, будут с каждым днем все более в востребованными.

РОП по специальности «Стоматология», к.м.н. Людмила Каменева отметила, что для обучения стоматологов в университете созданы все условия, чтобы подготовить не просто отлично владеющеготеорией специалиста, но и профессионала, который умеет работать руками. В вузе уже работают и еще создаются симуляционные центры, клинические базы, которые помогают приобретать и развивать навыки. Кроме того, ставка будет делаться на холистический подход к образованию, поскольку челюстно-лицевая область, ротовая полость — это зеркало всего организма. Поэтому врач стоматолог должен иметь клиническое мышление, на углубление этих знаний также будет делаться упор в ходе трансформации образовательных программ.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях