Ректор СамГМУ поделился опытом интеграции молодежи в медобразование на форуме в МФТИ

17.04.2024

Ректор Самарского государственного медицинского университета Минздрава России, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ Александр Колсанов принял участие в работе форума «Таланты в регионы», который проходил в МФТИ. Мероприятие объединило более 60 руководителей ведущих технических вузов регионов России и представителей IT-индустриальных партнеров. Участники обсудили перспективы развития естественно-научного и инженерного образования.

Проект «Таланты в регионы» — инициатива МФТИ, нацеленная на поддержку образовательных треков ведущих региональных технических вузов в области физики, аэрокосмических технологий, IT, биотеха и других направлений.

Форум открыл ректор МФТИ Дмитрий Ливанов, который отметил, что проект «Таланты в регионы» — это один из шагов к восстановлению инженерного образования в регионах. «Важно, чтобы совпал интерес самого университета, правительства региона, а также индустриального партнера. Последние, в первую очередь, заинтересованы в хорошо подготовленных людях с техническим и естественнонаучным образованием», — подчеркнул Дмитрий Ливанов.

Александр Колсанов в рамках форума на площадке МФТИ представил экспертный опыт интеграции молодежи в медобразование. В начале своего выступления он отметил, что Самарский государственный медицинский университет в 2024 году празднует 105-летие со дня своего основания. К этой дате вуз стал современным мультипрофильным образовательным центром, включающим 74 кафедры, 10 научных центров, более 8 тысяч студентов, 8 образовательных институтов, собственный Институт инновационного развития и Институт цифрового развития.

Ректор подчеркнул, что СамГМУ выбрал для себя путь развития медицинского вуза с опорой на технологии и инновации. В вузе активно проектируется и реализуется качественно новая модель современного медицинского технологического университета, которая вбирает в себя все преимущества традиционного академического медобразования. Этот формат позволяет реализовывать амбиции в инновационном развитии и предпринимательской деятельности с социальной направленностью, делать значимые шаги в достижении технологического суверенитета в области здравоохранения. СамГМУ сформировал уникальную научную и инновационную инфраструктуру и обладает успешной практикой создания десятков прикладных разработок замкнутого цикла: «от идеи в серию». Благодаря системе полного цикла СамГМУ имеет возможность выводить на рынок инновационную продукцию в кратчайшие сроки. Разработки университета поставляются уже в 15 стран мира.

Александр Колсанов отметил, что работа с молодежью ведется задолго до поступления ребят в университет. В СамГМУ активно развивается Центр организации приема абитуриентов и довузовского образования (ЦОПАиДО), основная идея которого — системная многоуровневая профориентация и довузовская подготовка: ребенок с 5 лет проходит обучение и в дальнейшем поступает в СамГМУ.

В рамках программы «Приоритет-2030» в СамГМУ реализуется проект «Базовые и опорные школы СамГМУ» — общеобразовательные организации, опираясь на научный и образовательный потенциал СамГМУ взаимодействуют с ним на постоянной основе в подготовке школьников к поступлению в СамГМУ. В проекте участвуют уже 48 общеобразовательных учреждений Самарской области, а также из Санкт-Петербурга, Чувашии, Кировской, Пензенской и Ульяновской областей.

Александр Колсанов отметил, что СамГМУ регулярно проводит олимпиады, конференции, профориентационные мероприятия для школьников. Ежегодно с 2010 года в университете проводится Всероссийская олимпиада школьников «Будущее медицины» для 9–11 классов, выпускников профессиональных организаций, иностранных граждан, владеющих русским языком. Также проводятся внутренние предметные олимпиады для школьников 9–11 классов: областная научно-практическая олимпиада по морфологии, научно-практическая олимпиада по биологии «Биология: взгляд молодого исследователя», а также школьная научно-практическая олимпиада по информатике «Информационные технологии в медицине». Вуз был организатором профиля «ИТ-медицина» Национальной технологической олимпиады.

Помимо олимпиад, вуз проводит Всероссийскую школьную научно-практическую конференцию «Будущее медицины» для школьников 1–11 классов. Университет принял участие в грантовом конкурсе общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых» и выиграл грант на реализацию образовательного проекта «ПРОмед», направленного на популяризацию профессии врача. Участие в проекте приняли более 1800 школьников со всей России.

Победители и призеры значимых мероприятий получают дополнительные баллы при поступлении в СамГМУ.

Также ректор рассказал о работе онлайн-школы «Юный медик». Она основана, чтобы дать возможность школьникам, студентам и просто интересующимся лицам познакомиться с медициной не выходя из дома.

В рамках специального проекта СамГМУ и Минздрава Самарской области — Открытый диалог «Я — врач. История успеха» — проводятся мотивационные встречи ведущих врачей региона с школьниками, учащимися медицинских классов и профилей базовых и опорных школ СамГМУ. На встречах с врачами учащиеся 7–11 классов могут пообщаться со специалистами и узнать нюансы их работы, чтобы ближе познакомиться с ней и понять, видят ли себя в медицине.

Также все желающие могут посещать нескучные научные познавательные лектории, которые проводят студенты СамГМУ в рамках месяцев, посвященных каждому институту СамГМУ.

В вузе проводятся курсы довузовской подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку для школьников 8–11 классов. В мае готовится запуск экспресс-курсов по подготовке к вступительным испытаниям для абитуриентов РФ. Предусмотрены и курсы для иностранных граждан стран ближнего зарубежья.

Ректор отметил, что в СамГМУ развита целая экосистема молодежного технологического предпринимательства СамГМУ. Ректор отметил, что она строится на вовлечении обучающихся, в том числе аспирантов и молодых учёных, в проектную и инновационную деятельность, а также на повышении уровня знаний в сфере технологического предпринимательства.

Проектные команды СамГМУ стали победителями «Первого медицинского бизнес-акселератора», конкурсов «Студенческий стартап», «Умник» и других проектов и получили финансирование на развитие своих идей. Команды молодых ученых СамГМУ реализуют целый ряд грантов. Продуктивно реализуется и грантовый проект «Предпринимательская Точка кипения».

«Проект „Таланты в регионы“ сегодня очень своевременно звучит. Он направлен на то, чтобы одаренная, способная молодежь не стремилась во что бы то ни стало уехать в Москву, а хотела расти и развиваться у себя дома, — отметил Александр Колсанов. — МФТИ предоставляют своих преподавателей, которые обучают ребят как онлайн, так и офлайн. Совместный сетевой проект с МФТИ — несомненно представляет для нас интерес. В Институте очень развито направление искусственного интеллекта, и этот опыт интересен для нас, для развития наших проектов. Нам тоже есть, чем поделиться с коллегами». Ректор СамГМУ отметил, что уже запущен процесс обсуждения перспективного для обоих вузов взаимодействия.

Фото: пресс-служба МФТИ

Присоединяйтесь к нам в соцсетях