Ректор СамГМУ поделился своим видением перспектив развития медицинского образования на III Ежегодном конгрессе РОСМЕДОБР

18.10.2024

Ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ Александр Колсанов стал участником пленарного заседания «Фронтиры медицинского образования», которое прошло в рамках открытия III Ежегодного конгресса РОСМЕДОБР. В дискуссии также приняла участие заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Семенова, Председатель комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Бадма Башанкаев, генеральный секретарь Ассоциации «РОСМЕДОБР», директор Института подготовки специалистов медицинского образования ДПО РМАНПО Минздрава России Залим Балкизов, Управляющий директор — директор Центра индустрии здоровья Сбербанка Сергей Жданов, главный внештатный специалист по лучевой и инструментальной диагностике, Директор «НПКЦ диагностики и телемедицины ДЗМ» Юрий Васильев.

В ходе дискуссии обсуждалась способы ускорения трансляции знаний в цифровую эпоху, успешные практики проектирования обучающих программ и новые инструменты в медицинском образовании.

Обращаясь к ректору СамГМУ, модератор мероприятия КонстантинПопков подчеркнул, что профессиональное сообщество наслышано о новаторском опыте университета, стратегических подходах и решениях. Первый вопрос модератора коснулся принципов и ценностей, на которых держатся инновационные практики вуза.

Александр Колсанов отметил, что в СамГМУ спроектирована и уже запущена новая образовательная программа. Для ее разработки проводилась полная пересборка всех учебных планов, исходя из внешних и внутренних контекстов, запросов стейкхолдеров и партнеров. Несмотря на то, что в основу программы легло много новых технологических решений, в ней сохранен важный принцип: на одной из центральных позиций остается классическая подготовка «у постели больного». При этом каждый выпускник по-прежнему сможет работать врачом первичного звена, закрывая основную проблему системы здравоохранения — дефицит высококвалифицированных кадров.

«Главная суть нашей новой модели — сочетание базовой профессиональной подготовки, которая составляет 75% всей образовательной программы, и индивидуализированной части, направленной на специализированную профподготовку студентов. Освоив основную часть программы, студент может выбирать для себя различные модули. Например, для лечебного дела — „врач первичного звена“, „врач с дальнейшей специализацией“, „исследования и разработки“ (методология научных исследований, дизайн и маркетинг медицинских продуктов и технологий)», — рассказал Александр Колсанов.

Он также отметил, что новая программа предполагает обязательное внедрение и использование инновационных разработок СамГМУ как в учебном процессе, так и в ходе практики. Ректор СамГМУ подчеркнул, что при составлении цифровой модели будущего выпускника в программу закладывались прогнозы, какими будут тренды через несколько лет.

«Разрабатывая программу, мы постарались спрогнозировать, какой будет медицина в 2030 году, когда выпустятся нынешние первокурсники, и в последующие годы, когда они будут работать. Благодаря этому мы включили в учебные планы основного образования и ДПО модули обязательного формирования навыков работы с передовыми медицинскими технологиями. Например, с продуктами АПК для реабилитации, предоперационного планирования, трансляционной медициной, эндопротезами и прочими современными возможностями, которые будут развиваться и дальше. Уже сегодня врач первичного звена должен уметь работать с телемедицинскими технологиями, „цифровыми помощниками“, „персональными медицинскими помощниками“, СППВР, медицинскими информационными системами и прочим, — отметил Александр Колсанов. — Мы также ставим перед собой задачу готовить кадры, способные создавать медицинские продукты и технологии, ведь их кто-то тоже должен производить, а кто знает об этом лучше чем медик?».

Также на пленарной дискуссии была поднята проблема разрыва в образовании по модели «врача будущего» и нынешнего практического здравоохранения, столкновения будущих выпускников с реальностью профессиональной деятельности.

Александр Колсанов отметил, что работа в этом направлении в университете всегда строилась в тесной взаимосвязи с потребностями реального здравоохранения, но разработка новой образовательной программы призвана вывести ее на новый уровень, максимально устранить существующие разрывы. В частности, создание новой кафедры амбулаторно-поликлинической помощи с курсом телемедицины под руководством главного врача одной из крупных городских поликлиник позволит сделать выпускников более подготовленными именно к работе в первичном звене. На кафедре будет вестись ориентация студентов на карьеру в медучреждениях, интеграция в действительность работы медиков. На это же направлена регулярная производственная практика, которую студенты проходят в медучреждениях в период своей учебы, в том числе в рамках целевого обучения.

Так, в ответ на существующий дисбаланс и проблему укомплектованности кадрами медучреждений, мотивированности выпускников работать в первичном звене, университет совместно с минздравом региона подготовил программу трехстороннего сотрудничества СамГМУ, министерства здравоохранения и медицинских организаций Самарской области по подготовке целевиков.

Александр Колсанов также добавил, что в настоящее время государство направляет значительные средства на обновление инфраструктуры ЦРБ, стационаров и поликлиник, оснащение ЛПУ современным оборудованием.

«Надо отдать должное совместным усилиям федеральных и региональных властей, что сегодня уже нет такого разрыва между национальными центрами и учреждениями первичного звена, как это было какое-то время назад. Развивается направление телемедицины, „Персональные медицинские помощники“. В этом плане разрывы заметно устраняются», — подчеркнул ректор.

Также ректор СамГМУ подробно рассказал о тех методах, которые позволяют создать в университете высокую культуру инноваций.

Он отметил, для этого была поставлена задача интегрировать, как нить ДНК, все четыре основных вида деятельности университета: образование, науку, инновации и клиническую деятельность. Так, вся производимая в вузе медицинская продукция апробируется в Клиниках, образовательная — в обучении. Инновационная, научная деятельность также заточена на реализуемые проекты и прикладные исследования. Для успешного выполнения этой задачи в университете работает команда изменений. Чтобы подготовить сотрудников к новым принципам работы в вузе регулярно проводится обучение «команды перемен» современным образовательным технологиям, тематические проектно-аналитические сессии для постепенного вовлечения в трансформационные процессы активной части ППС и многие другие действия. В результате разрабатываются новые программы, инновационные разработки, подходы, а также проекты по дальнейшему развитию вуза, которые финансируются за счет университета. Мощным драйвером трансформации университета является участие в федеральной программе академического лидерства «Приоритет 2030».

Конгресс собрал ведущих экспертов и практиков в сфере здравоохранения, обеспечив им обмен опытом и информацией о новейших тенденциях и технологиях в медицинском образовании, вызовах, с которыми сталкивается модернизация здравоохранения. На разных площадках конгресса участники обсудили пути преодоления существующих проблем за счёт обновления подходов и содержания медицинского образования, способы ускорения внедрения научных разработок в образовательный процесс, методы повышения профессиональной эффективности и профилактики выгорания специалистов. Особое внимание было уделено актуальным вопросам управления в здравоохранении и подготовке управленческих кадров.

Мероприятие собрало более 600 участников, на 15 секциях выступили более 100 спикеров.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях