В СамГМУ завершилось обучение сотрудников в рамках трансформации образовательных программ

21.05.2024

В Самарском государственном университете Минздрава России прошел заключительный модуль образовательной программы «Код образовательных программ» — «Код запуска: план запуска и реализации образовательной программы». По инициативе ректора СамГМУ, профессора РАН, заслуженного деятеля науки РФ Александра Колсанова на протяжении двух лет команда университета совместно с Центром трансформации образования Московской школы управления «Сколково» разрабатывала Концепцию высшего образования и проект полной пересборки образовательных программ университета. Основная задача, которая ставилась в процессе разработки проекта, — создать полностью отвечающий требованиям времени, эффективный обучающий продукт для всех направлений специалитета. Новые образовательные программы будут запущены в СамГМУ уже в 2024/2025 учебном году. 

Проект реализован в рамках Корпоративного университета СамГМУ и участия вуза в программе «Приоритет-2030». «Завершение обучения наших коллег по данной программе позволит университету совершить качественную трансформацию образовательного процесса в рамках специалитета. Мы уверены, что полученные компетенции позволят нашим лидерам образовательного процесса справиться с этой задачей», — комментирует директор по управлению персоналом и корпоративному развитию СамГМУ Константин Янцен.

В работе нового модуля приняли участие руководители образовательных институтов, их заместители, руководители образовательных программ и сотрудники других подразделений СамГМУ. На завершающем этапе проектной работы участники занимались разработкой плана запуска и реализации программ, формулированием требований к среде и поддерживающим процессам. В этом им помогали эксперты: директор Центра трансформации образования Школы управления «Сколково», директор программы Ольга Назайкинская, модераторы МШУ «Сколково», представители университетов и корпораций, уже осуществивших трансформационные процессы. По завершении работы преподавателям СамГМУ в торжественной обстановке вручили дипломы о прохождении программы Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково».

«Проведение таких мероприятий, в первую очередь, стимулирует преподавателей к освоению нового материала, к разработке новых педагогических подходов к дизайну образовательных программ. Это создает основу для того, чтобы трансформировать не только университетский образовательный процесс , но и все другие базовые процессы — науку, инновации, — комментирует проректор по образовательной деятельности СамГМУ Юлия Мякишева. — Трансформационный процесс идет в университете уже с 2022 года, и поэтапно коллеги из Школы управления Сколково погружали всех участников в то проектирование, которое должно обеспечить переход на совершенно новый качественный уровень работы. Это создало хорошие предпосылки, чтобы разработка новых образовательных программ университета стала по-настоящему эффективной».

Уже с сентября в университете стартует обучение по новым программам, которые включают общую для всех специальностей ядерную программу и треки. Студенты первых трех курсов будут проходить активное погружение в профессиональную деятельность, а с четвертого курса пройдет разделение на треки: врач первичного звена, врач-терапевт со специализацией, трек «исследования и разработки».

Сквозным будет формирование компетенций в сфере ИТ-медицины, управления качеством медицинской помощи, бережливым технологиям, а также развитие коммуникативных навыков. «Это симбиоз нового с сохранением традиционных подходов. Будущий врач будет обучаться инновационным технологиям, причем не только способности работать, используя технологии, но и способности эти технологии изобретать и производить. Это один из векторов программы», — отмечает Юлия Мякишева.

По итогам обучения на первом треке выпускник сможет работать в первичном звене, при этом владея современными технологиями, необходимыми для профессиональной деятельности. Выпускник второго трека будет знаком с технологиями оказания высокотехнологичной медицинской помощи, сможет продолжить обучение в ординатуре, сможет работать в стационаре. Выпускники третьего трека «Исследования и разработки» будут иметь возможность участвовать в конкретных продуктовых и исследовательских проектах СамГМУ, продолжить обучение в аспирантуре или магистратуре и в перспективе стать преподавателями кафедр, научными сотрудниками, работать в Институте инновационного развития СамГМУ, технологических компаниях.

«Трек „исследования и разработки“ поможет нашим студентам во время обучения получить необходимые знания по тем инновационным разработкам, которые создаются в нашем университете. Более того, они смогут поучаствовать непосредственно в реальных проектах и соприкоснутся с учеными и разработчиками — авторами тех продуктов, которые создаются и используются в жизни, — комментирует начальник управления научных исследований и подготовки научно-педагогических кадров СамГМУ Ирина Золотовская. — Очень важно, что будет сформирована тесная связка практиков и студентов, которые в этом заинтересованы. Для ребят это будет серьезное подспорье».

Директор института педиатрии СамГМУ Владимир Калинин, который курировал организационные моменты работы над процессом трансформации образовательных программ, отметил, что все участники с оптимизмом смотрят в новый учебный год. «Мы должны опережать все реальные потребности здравоохранения, готовя таких специалистов, которые смогут занять кадровые позиции, актуальные на момент их выпуска. Поэтому уделяется повышенное внимание пересборке образовательных программ. Благодаря работе по трансформации обучения нам понятно, куда и как двигаться дальше. При этом сейчас очевидно, что в процессе образовательной деятельности будет появляться много новых вопросов, и ответы на эти вопросы мы будем находить вместе с нашими студентами — это живая совместная работа на общий результат», — подчеркнул Владимир Калинин.

Выпускники, завершившие обучение по любому треку специалитета СамГМУ, смогут работать в первичном звене. Как ранее отмечал ректор СамГМУ, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ Александр Колсанов, новая система позволит восполнить дефицит кадров в первичном звене, сориентировать обучающихся на целенаправленное образование, предоставить им возможность выбора своей дальнейшей профессиональной траектории уже во время обучения в университете.

«Компетентностный профиль выпускника разрабатывался в соответствии с потребностями рынка труда и будет регулярно актуализироваться, — отмечает Александр Колсанов. — Результатом образования по новой программе станет более эффективная деятельность врача, потому что каждый специалист будет владеть базовыми врачебными навыками и передовыми технологиями. Для нас очень важно, что все программы носят междисциплинарный характер, каждую из них отличает высокая практикоориентированность».

Присоединяйтесь к нам в соцсетях