Приемка 2025. Директор Института педиатрии Владимир Калинин: «Современным студентам нужно позволить учиться интереснее»

02.04.2025

Новый гость рубрики «Приемка-2025» — директор Института педиатрии Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ), д.м.н., доцент Владимир Калинин. Он курировал ход процесса масштабной трансформации образовательных программ, который протекал в вузе на протяжении 2,5 лет. О его видении необходимости этих изменений, о том, что они принесут новым студентам Института педиатрии и не только, о сути новых подходов к образованию — в новом интервью.

— Владимир Анатольевич, расскажите в преддверии новой приемной кампании, какие качественные изменения ожидают будущих студентов университета?

— Уже вероятно многие слышали о том, что в нашем университете проведена большая пересборка образовательных программ. Все институты, участвующие в образовательной деятельности, поменяли свои программы не только структурно, но и качественно. При этом все трансформационные процессы не конечны, мы будем продолжать актуализировать те знания, которые даем своим студентам, с тем, чтобы они были максимально подготовлены к работе в системе здравоохранения и спустя много лет.

— Как вы видите основной принцип изменений в обучении?

— Главным образом замысел трансформации заключается в том, чтобы дать студентам возможность учиться интереснее. Так, чтобы все самые ценные для врача знания были усвоены максимально. В конечном итоге мы получим выпускников с новым уровнем и объемом компетенций, которые позволят им быстро адаптироваться к современным условиям и подстраиваться под изменения, происходящие в течение их обучения и в дальнейшей жизни.

После получения диплома молодые врачи должны без проблем погрузиться в реальную клиническую практику и привнести с собой новшества, которые сделают их работу более эффективной. Мы видим себя не просто как университет, который готовит специалистов для рабочих мест, а как учреждение, которое с помощью наших студентов меняет медицину в лучшую сторону и улучшает охрану здоровья населения.

— Являются ли эти изменения логичным этапом в развитии образовательной сферы, или же они продиктованы пожеланиями студентов или их потенциальных будущих работодателей?

— Университет, работающий традиционно, в рамках образовательного стандарта и существующих программ, не всегда может оценить необходимость тех изменений, которые в реальности становятся все более очевидными. Большое обучение по программе Московской школы управления «Сколково», в котором в том числе приняли участие директоры всех образовательных институтов и их заместители, позволила нам выявить разрывы между запросами здравоохранения и подготовкой студентов, а также их потребностями в получении и усвоении информации.

К сожалению, сегодня в интернет-пространстве много непрофессиональных специалистов. И зачастую люди, следуя советам таких «учителей здоровья», могут навредить себе. Но к ним обращаются, потому что они кажутся понятными и доступными.

— Университет проводит большую разъяснительную работу, чтобы рассказать о подробностях новой системы образования, включающей ядерную часть, единую для всех и треки с профориентацией. Правильно ли сделать вывод, что это позволяет студенту принять более взвешенное решение, выбирать свой дальнейший профессиональный путь не при поступлении, а проучившись какое-то время?

— Совершенно верно. Идея образовательных треков возникла из необходимости индивидуализации образования. Мы стремимся создать такие условия, чтобы каждый чувствовал, что у него есть возможность выбора. Это позволит достичь лучших результатов.

Так, в новой образовательной программе предусмотрена ядерная часть, по которой будут учиться студенты всех институтов. Это три года, за которые ребята знакомятся с медициной и получают возможность понять для себя, что им ближе, попробовав себя в разных ролях. Они будут погружаться в деятельность врача первичного звена, врача стационара и осваивать навыки научной и инновационной деятельности. И далее они смогут развиваться уже в индивидуальном, близком им направлении.

На третьем курсе, после раннего погружения в практическую деятельность, студенты смогут понять, где они могут себя реализовать. Некоторые любят общение, другие склонны к аналитической деятельности. Наша задача — помочь им сделать правильный выбор, что, я уверен, существенно улучшит качество образования и повысит интерес как студентов, так и преподавателей.

Кроме того, для нас важно научить студентов учиться, стимулировать в них потребность в самообразовании. Основной запрос со стороны современного мира заключается в том, чтобы каждый человек обладал навыками саморазвития. И мы хотим, чтобы студенты на младших курсах научились видеть свои дефициты и реализовывать их в том числе через самообразование. Выбирая профессию врача, важно понимать, что ты будешь учиться всю жизнь.

Основная масса студентов будет разделена на тех, кто пойдет в первичное звено здравоохранения, и тех, кто продолжит обучение в ординатуре, становясь узкими специалистами — хирургами, акушерами, гинекологами, эндокринологами, неврологами и специалистами других профессий. Для этих студентов мы делаем упор на высокотехнологичные методики в рамках стационаров, чтобы они могли увидеть, как это работает, и понять, как действуют эти технологии. Это поможет им бесшовно перейти в ординатуру и наращивать свои компетенции в узкой специализации.

Также за эти три года мы получаем возможность выявить студентов, которые имеют склонность к научной и инновационной деятельности, могут генерировать идеи и реализовывать их. Эти студенты будут выведены в отдельный трек «Исследования и разработки». Здесь они смогут реализовать себя именно в этом качестве. Многие из этих ребят будут развивать университет в будущем, поэтому мы сами заинтересованы выявить соответствующие склонности и способности.

Как бы то ни было, наша задача — предоставить максимально качественный уровень образования и эффективно использовать время, за которое студенты должны приобрести и нарастить навыки и компетенции, которые сделают их максимально конкурентоспособными на рынке труда.

— Какие конкурентные преимущества предусматривает обучение в СамГМУ?

— Самарский государственный медицинский университет уже прошел большой путь трансформации и развития по модели медицинского технологического университета. Здесь разрабатываются и внедряются те технологии, которые помогут нашим студентам упростить процесс оказания медицинской помощи, сделать его более интенсивным и эффективным.

Владея этим технологическим потенциалом, наши выпускники будут значительно свободнее в своей профессии. Мы стремимся к тому, чтобы они не только обладали современными знаниями, но и могли применять новейшие технологии в своей практике. Это взаимодействие между врачом и пациентом, опирающееся на современные технологии, станет ключевым аспектом их работы.

Важной частью нашей миссии является изменение здравоохранения с помощью разрабатываемых нами технологий и через выпускников, которые эти технологии принесут с собой в практическое здравоохранение. Таким образом, наши студенты будут не просто врачами, а специалистами, способными внедрять инновации и улучшать качество медицинской помощи.

— Расскажите, как поменялся формат подачи информации для студентов

— Кардинально поменялся. Мы понимаем, что традиционные лекции и занятия часто неэффективны. Прошло время длинных изложений. Современные студенты это попросту не воспринимают. Мы пришли к пониманию необходимости качественно изменить формат занятий. Наши преподаватели все активнее используют новые образовательные технологии и экспериментируют, открывая в том числе и для себя те форматы донесения знаний, которые лучше всего сегодня усваиваются студентами.

— Как вы представляете идеальный образовательный процесс для будущих врачей, особенно в области педиатрии?

— Самое важное — не уходить от формата «у постели больного». Несмотря на все цифровые технологии и возможности дистанционного обучения, практическая работа с пациентами должна оставаться в центре образовательного процесса. Они должны видеть пациентов, учиться с ними общаться. Особенно важно научиться искать подходы к детям, когда мы говорим о педиатрии.

Кроме того, студенты должны приходить на занятия подготовленными и активно участвовать в практической деятельности под руководством преподавателя. Это поможет выявить, что они поняли, а что нет, и где у них есть дефициты.

Идеальная программа должна включать работу с пациентами и возможность получать теоретическую информацию не только на занятиях, но и в других форматах, например, в дистанционном обучении. Преподаватели должны контролировать, как студенты усваивают материал, и обучать их необходимым практическим навыкам. Именно на этих принципах построены наши учебные планы.

— Уже известны о контрольные цифры приема, запланированные на новую кампанию? Сколько мест будет выделено в Институте педиатрии на бюджетной и внебюджетной формах обучения?

— В этом году в направлении «Педиатрия» планируем набрать, примерно, как и в прошлом: 160 студентов бюджетной формы и 30 — на платной основе. Но более точная и подробная информация будет известна позже. Могу сказать, что СамГМУ в первую очередь ориентируется на тех ребят, кто уже в школе привык трудиться, получая знания. Поэтому в вузе будет предусмотрена система поощрений абитуриентов с высокими баллами по ЕГЭ. Кроме этого, приемная комиссия будет также учитывать дополнительные баллы в индивидуальных достижениях победителей и призеров олимпиад.

— И традиционно какое напутствие вы могли бы дать новым студентам, которые только начинают свой путь в медицине?

— Дорогие абитуриенты, путь в медицине не легкий, и он длится не только 6 лет, а всю жизнь. Мое главное пожелание — не бойтесь задавать вопросы. Все, что вам непонятно или вызывает интерес, нужно обсуждать с преподавателями. Знания не приходят сами по себе — их нужно добывать. Успехов вам на этом пути! Вы поступили в один из лучших медицинских университетов, и мы будем гордиться вами после выпуска. Мы здесь, чтобы сделать вашу дорогу легче, и каждый преподаватель заинтересован в том, чтобы вы стали блестящими специалистами. Вперед к успеху!

Присоединяйтесь к нам в соцсетях