Приемка-2025. Директор Института сестринского образования СамГМУ Лариса Карасева: «В нашей профессии важна каждая улыбка!»

11.06.2025

Директор Института сестринского образования Самарского государственного медицинского института Минздрава России (ИСО СамГМУ), заведующая кафедрой сестринского дела, главный внештатный специалист Минздрава Самарской области по управлению сестринской деятельностью, доктор медицинских наук, профессор, Лариса Карасева в интервью в рамках приемной кампании 2025 рассказала о роли наставничества в практической подготовке, инновационных методах обучения в ИСО, изменениях в образовательных программах и поделилась своим видением будущего сестринского образования в России.

— СамГМУ провел масштабную пересборку образовательных программ. В какой степени они затронули ваш институт? Расскажите, пожалуйста, какие конкретные изменения были внесены и как они отражают современные тенденции в здравоохранении?

— В наших образовательных программах произошли довольно значительные изменения. Мы обновили все: а это 3 программы высшего образования, 3 программы среднего профессионального образования и 4 программы профессионального образования. Во все мы внедрили темы, касающиеся качества и безопасности медицинской деятельности, в соответствии с рекомендациями Росздравнадзора. Это крайне важно, учитывая современные требования к безопасности пациентов и качеству оказания медицинской помощи.

Кроме того, в программы среднего профессионального образования мы добавили темы, связанные с телемедициной и онлайн-консультированием. Это отражает приказ Минздрава РФ о расширении функций специалистов со средним медицинским образованием и в целом растущую роль цифровых технологий в здравоохранении. Мы стремимся, чтобы наши выпускники были не просто квалифицированными специалистами, но и лидерами в своей области, готовыми к внедрению инноваций и использованию передовых технологий.

— Какие выводы можно сделать по итогам первого года реализации этих изменений?

— Самый главный вывод — студенты всех уровней с большим энтузиазмом осваивают новые, незнакомые им ранее компетенции. Они видят в этом возможность для своего профессионального роста и развития. Их вовлеченность и интерес к новым знаниям — лучшее подтверждение того, что мы движемся в правильном направлении.

Мы уверены, что новые навыки дадут нашим выпускникам конкурентное преимущество на рынке труда. Они не только соответствуют требованиям работодателя, что повышает их шансы на трудоустройство (а мы регулярно мониторим запросы рынка труда, знаем о потребностях в наших Клиниках), но и получают возможность, опираясь на эти знания, развиваться дальше, строить карьеру и быть успешными в профессии. Мы не просто даем знания, мы формируем фундамент для будущего успеха наших выпускников.

Например, знание телемедицинских технологий позволяет медсестре участвовать в онлайн-консультациях, дистанционно мониторить состояние пациентов и оказывать им поддержку. Конечно, это открывает новые горизонты для профессиональной деятельности. Мы видим, как наши выпускники становятся востребованными специалистами, способными решать сложные задачи и вносить значимый вклад в развитие здравоохранения.

— Какие уникальные преимущества и возможности предлагает ваш институт для абитуриентов по сравнению с другими учебными заведениями?

— У нас есть несколько уникальных преимуществ. Во-первых, обучаясь на программах высшего или среднего профессионального образования, наши студенты имеют возможность получить дополнительные компетенции в рамках профессионального обучения. Это значит, что они не просто изучают теорию, но и получают практические навыки, востребованные на рынке труда. Это позволяет им начать работать в медицинских организациях задолго до получения диплома, зарабатывать и приобретать ценный опыт.

Во-вторых, выпускники бакалавриата получают диплом, позволяющий им работать как в здравоохранении, так и в образовании. Это открывает перед нашими ребятами широкие перспективы карьерного роста и возможность выбора наиболее интересного направления деятельности. Они могут работать в больницах, поликлиниках, санаториях, а также преподавать в медицинских колледжах и училищах.

И, наконец, у нас есть возможность получить сразу два диплома: бакалавра и магистра. Это позволяет нашим выпускникам получить углубленные знания и навыки в выбранной области, а также повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Это также отличная возможность для тех, кто стремится к научным исследованиям и преподавательской деятельности.

— Каковы основные задачи приемной кампании 2025 года, стоящие перед вашим институтом?

— Наша главная цель — выполнить нормативы контрольных цифр приема (КЦП). Но для нас это не просто цифра, это возможность дать шанс талантливым и мотивированным молодым людям получить качественное образование и ждем тех, кто готов учиться, развиваться и помогать людям. Именно такие студенты станут настоящими профессионалами и внесут значимый вклад в развитие здравоохранения.

— Какие конкретные навыки и знания акцентированы в новых образовательных программах? Как вы планируете оценивать их усвоение студентами?

— Во-первых, это выработка стандартных манипуляционных навыков. Мы уделяем большое внимание практической подготовке студентов, чтобы они могли уверенно выполнять все необходимые медицинские процедуры.

Во-вторых, мы расширяем эти навыки в сторону цифровизации. Мы учим студентов использовать современные информационные технологии в своей работе, такие как электронные медицинские карты, телемедицинские платформы и другие цифровые инструменты.

В-третьих, мы развиваем у студентов способность к принятию самостоятельных решений в рамках полученных профессиональных компетенций. Мы учим их анализировать ситуацию, оценивать риски и принимать обоснованные решения, основываясь на своих знаниях и опыте.

— Какие меры поддержки предусмотрены для студентов в процессе обучения? Как институт помогает им справляться с учебной нагрузкой и стрессом?

— Мы понимаем, что обучение в медицинском вузе — это серьезная нагрузка, поэтому стараемся создать максимально комфортные условия для наших студентов. Проводим различные неформальные мероприятия. Это помогает студентам расслабиться, пообщаться друг с другом и получить поддержку от преподавателей. Наши преподаватели всегда отзывчивы и готовы ответить на их вопросы, помочь им справиться с трудностями. Мы стараемся создать атмосферу доверия и взаимопонимания, чтобы студенты чувствовали себя комфортно и могли свободно обращаться за помощью.

Кроме того, в университете работают студенческие организации, которые организуют различные мероприятия и помогают студентам адаптироваться к учебной жизни. Такой комплексный подход к поддержке студентов позволяет им успешно справляться с учебной нагрузкой.

— В сестринской деятельности для обеспечения качественной практической подготовки особенно важно наставничество. Какие возможности есть для этого в университете?

— Я являюсь главным внештатным специалистом Минздрава Самарской области по управлению сестринской деятельностью, а также тесно сотрудничаю с Самарской региональной общественной организацией медицинских сестер. Это позволяет координировать, поддерживать и развивать систему наставничества в медицинских организациях, в среде средних медицинских работников, с помощью руководителей сестринских служб. Таким образом, наши студенты имеют возможность учиться у лучших специалистов, перенимать их опыт и получать ценные советы, которые помогут им стать успешными профессионалами.

— Как вы видите будущее сестринского образования в России в свете текущих изменений в системе здравоохранения?

— Министерство здравоохранения РФ придает все большее внимание специалистам профиля подготовки ИСО, что свидетельствует о растущей роли медицинских сестер в системе здравоохранения. Я думаю, что сестринское образование будет продолжать развиваться и совершенствоваться, чтобы соответствовать потребностям современной системы здравоохранения. Это означает, что мы будем видеть больше инновационных программ, направленных на развитие у студентов не только практических навыков, но и критического мышления, лидерских качеств и способности к принятию самостоятельных решений. Мы также будем видеть больше интеграции сестринского образования с другими областями здравоохранения, такими как информационные технологии и управление здравоохранением.

— Какие инновационные методы и технологии обучения помогают в образовательном процессе? Как они влияют на качество образования?

— В частности, в учебном процессе ИСО используются VR-тренажеры. Это позволяет студентам погружаться в виртуальную реальность и отрабатывать сложные медицинские процедуры в безопасной и контролируемой среде.

Кроме того, оснащение ИСО постоянно пополняется современными симуляторами, необходимыми для отработки практических навыков и получения реалистичного опыта.

— Как институт учитывает обратную связь от студентов для улучшения образовательного процесса?

— Самой часто посещаемой кафедрой студентами ИСО является кафедра сестринского дела. С первого и до последнего курса любого уровня наши студенты находятся практически постоянно во внимании преподавателей кафедры. И это позволяет сохранять желание наших студентов продолжать обучение в ИСО.

— Что бы вы пожелали своим будущим студентам, нынешним абитуриентам?

— Сделать осознанный выбор! Поступайте в ИСО, если вы действительно чувствуете призвание помогать людям, если вы готовы к самоотверженному труду и постоянному самосовершенствованию. Но не бойтесь трудностей. Учеба в медицинском вузе — это непростой путь, но он обязательно приведет вас к успеху, если вы будете усердно учиться и верить в себя. Будьте любознательными, задавайте вопросы, ищите новые знания!

И помните, что вы будете иметь дело с людьми, которые нуждаются в вашей помощи и поддержке. В нашей профессии важна каждая улыбка!

Если вы чувствуете в себе силы и желание посвятить себя этому благородному делу, мы будем рады видеть вас в Институте сестринского образования СамГМУ!

Присоединяйтесь к нам в соцсетях