Приемка 2025. Директор Института стоматологии СамГМУ Николай Попов: «Стоматология находится на фронтире медицинских инноваций»

12.03.2025

Мы продолжаем серию интервью в рубрике «Приемная кампания — 2025» с руководителями разных направлений специалитета Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ), которые в преддверии приемной кампании расскажут об особенностях обучения по каждому из направлений подготовки.

Традиционно одно из наиболее популярных направлений среди абитуриентов — стоматология. С директором Института стоматологии, доктором медицинских наук, доцентом Николаем Поповым обсудили, какие изменения произошли в учебных планах, как новые методики и оборудование влияют на процесс обучения, а также какие навыки и знания будут особенно востребованы у будущих стоматологов.

— Известно, что СамГМУ осуществил полную пересборку всех образовательных программ специалитета. Николай Владимирович, расскажите, что привело к необходимости изменений именно в стоматологии?

— Объективная реальность. Работа над изменениями в нашей программе обучения началась в ответ на актуальные вызовы и потребности, которые все мы наблюдаем в стоматологии и медицине в целом. Стоматология — это одна из самых динамично развивающихся и инновационных специальностей, и она постоянно находится на фронтире медицинских технологий и практик.

Современный мир не стоит на месте, и это касается не только технологий, но и подходов к обучению. Мы видим, как меняются требования к выпускникам, как трансформируются стейкхолдеры (работодатели), лечебные учреждения. В результате, образовательная программа, которая была актуальна несколько лет назад, уже не полностью соответствует современным тенденциям, реалиям и ожиданиям.

Таким образом, запрос на трансформацию наших образовательных программ поступает из практической стоматологии и современных медицинских трендов. Мы стремимся адаптировать обучение к этим изменениям, чтобы студенты получали актуальные знания и практические навыки, соответствующие требованиям времени. Это важный шаг для обеспечения качества образования и подготовки высококвалифицированных специалистов, способных успешно работать в условиях быстро меняющейся медицинской среды.

На ближайшие 10–15 лет эта программа, безусловно, является важным шагом на пути к достижению идеала в образовании врачей. Однако мы понимаем, что идеал — это не конечная точка, а динамичная цель, к которой мы стремимся. Gостоянно анализируем эффективность и востребованность нашей образовательной программы, чтобы вносить необходимые изменения в учебный процесс.

— Затронут ли эти изменения студентов, которые уже обучаются в СамГМУ? Не будут ли из знания менее актуальными?

— Трансформация программы — это не разовая акция, а постоянный процесс, который мы осуществляем в сотрудничестве с ведущими экспертами, в том числе с представителями школы управления Сколково.

Что касается старших курсов, то они тоже не останутся в стороне от этих изменений. Мы рассматриваем образовательную программу как живой организм, который проходит через различные этапы — от рождения до расцвета и, в конечном итоге, к необходимости обновления. Чтобы избежать «угасания» программы, мы регулярно пересматриваем ее содержание, включая в нее новые дисциплины и изменения в практической подготовке.

Таким образом, студенты старших курсов также будут получать новые знания и навыки, соответствующие современным требованиям. Мы уверены, что все наши студенты, независимо от курса, смогут извлечь пользу из этих изменений и адаптироваться к новым условиям обучения. Это позволит им стать более конкурентоспособными специалистами в области стоматологии.

— Как относятся к изменениям преподаватели? Насколько им сложно адаптироваться к работе по новым учебным планам?

— На мой взгляд, большинство преподавателей с интересом восприняли элементы трансформации образовательных программ, более того, многие приняли участие в их разработке. Преподаватели понимают, что изменения необходимы, чтобы соответствовать современным требованиям.

Однако, конечно, для успешной реализации этих изменений требуется дополнительная работа с профессорско-преподавательским составом. Им необходимо пройти обучение новым методическим технологиям и адаптировать свои подходы к обучению в рамках обновленной программы. Это может потребовать времени и усилий, но я уверен, что многие из них готовы к этому вызову.

Важно отметить, что мы не просто говорим о трансформации, а активно работаем над конкретными изменениями, которые сделают процесс обучения более эффективным и актуальным. Мы стремимся создать такую образовательную среду, в которой преподаватели смогут не только передавать знания, но и вдохновлять студентов на развитие и самосовершенствование.

— Расскажите о тех изменениях, которые заложены в новые образовательные программы.

— Мы разработали несколько треков, которые позволяют студентам углубленно изучать различные аспекты стоматологии.

На первых трех курсах студенты осваивают базовые знания и профессиональные навыки, что помогает им сделать осознанный выбор трековой части обучения к окончанию третьего курса. Всего у нас предусмотрено шесть треков по специальности стоматология: стоматолог общей практики, стоматолог-хирург, стоматолог-терапевт, стоматолог-ортопед, детский стоматолог и стоматолог-ортодонт.

Кроме того, мы ввели сквозной курс по ИТ-технологиям, который очень актуален в свете цифровизации здравоохранения в Российской Федерации. Стоматологическая отрасль активно использует цифровые технологии, и этот курс будет востребован среди студентов.

Также мы добавили модуль «Наука и разработка», который поможет студентам определиться с направлением своей научной деятельности. Это даст возможность совмещать практическую работу с научными исследованиями или сосредоточиться исключительно на научной деятельности.

После завершения образовательной программы выпускники могут продолжить обучение в ординатуре или аспирантуре, либо начать свою карьеру в качестве стоматолога общей практики.

— Известно, что выбирая медицинский университет, абитуриенты обращают внимание на то, как поставлена в вузе отработка практических навыков. Как с этим у вас?

— Акцент на отработку практических навыков студентов является одним из ключевых аспектов новой программы. Для этого мы активно совершенствуем материально-техническую базу, которая позволяет студентам с первого курса развивать свои практические навыки. По решению ректора, профессора РАН, ЗДН РФ А. В. Колсанова мы открываем Центр отработки практических навыков Института стоматологии, где студенты смогут бесшовно погрузиться в практическую деятельность врача-стоматолога.

— Расскажите об интеграции IT-технологий и стоматологии, стоматологического образования.

— IT-технологии уже глубоко интегрированы в стоматологическую практику, и это открывает множество возможностей для специалистов в этой области. Стоматологи получают значительные преимущества от использования IT, особенно в таких направлениях, как ортопедическая, ортодонтическая и хирургическая реабилитации. Так, в цифровой ортодонтии существуют программные комплексы, которые не только позволяют планировать ортодонтическое лечение, но и прогнозировать конечный результат — улыбку пациента. Это значительно улучшает качество лечения и повышает удовлетворенность пациентов.

В хирургической стоматологии цифровые технологии сегодня также играют ключевую роль. Цифровые помощники позволяют планировать операционные вмешательства с высокой точностью, что особенно важно при установке имплантатов. С их помощью можно точно рассчитать положение имплантата и спланировать будущие ортопедические конструкции, что минимизирует риски осложнений и повышает эффективность лечения.

Перспективы развития ИТ технологий в стоматологии огромны. Мы видим, как эти направления продолжают развиваться и взаимодополнять друг друга, что в конечном итоге приводит к более качественному и безопасному лечению для пациентов. Это не просто тренд — это необходимость, которая уже сегодня меняет подходы к стоматологической практике и открывает для специалистов новые горизонты.

— Как много медучреждений, стоматологических клиник способны сегодня предложить своим специалистам рабочие места, оснащенные по передовым ИТ-трендам?

— В Самаре действительно существует множество организаций, как частных, так и государственных, которые уже интегрируют современные ИТ-технологии в свою работу. Многие поликлиники и стоматологические клиники уже используют программные комплексы, которые помогают улучшить качество лечения и повысить эффективность работы.

Однако стоит отметить, что стадии внедрения этих технологий могут различаться в зависимости от конкретной организации. Некоторые учреждения уже активно применяют цифровые решения в своем лечебном процессе, в то время как другие находятся на начальных этапах этого пути.

Тем не менее, интерес со стороны наших стейкхолдеров к цифровой стоматологии очевиден. Это говорит о том, что мы на правильном пути, и постепенно все больше клиник будут адаптироваться к новым технологиям. Таким образом, мы можем ожидать, что в ближайшем будущем применение современных ИТ-решений в стоматологии станет нормой, что, безусловно, положительно скажется на качестве медицинской стоматологической помощи.

— Искусственный интеллект, нейросети как-то используются в стоматологии?

— Нейросети и искусственный интеллект становятся важными инструментами в ИТ-медицине, и особенно в стоматологии! Ярким примером их применения является поддержка принятия врачебных решений на основе искусственного интеллекта, что особенно актуально в области диагностики. Нейросети могут помочь в формировании второго мнения, что, хотя и не заменяет окончательное решение врача, может значительно улучшить качество диагностики.

В стоматологии нейросети активно используются, например, в ортодонтии, где они помогают в диагностике и обработке ортодонтических файлов. Также существуют программные комплексы, которые могут оценивать и выявлять воспалительные заболевания и онкологические патологии. Некоторые из этих технологий уже доступны в серийном производстве, а другие находятся на стадии разработки.

— Знакомятся ли с этими перспективными направлениями студенты-стоматологи?

— Что касается студентов, то они уже сегодня имеют возможность взаимодействовать с определенными продуктами на основе нейросетей в рамках своей образовательной деятельности. Это живая индустрия, которая находится на фронтире технологий, и стоматология, безусловно, является лидером в этом направлении.

— В завершение, пожалуйста, скажите несколько слов напутствия для ваших будущих и нынешних студентов.

— Уважаемые друзья, не бойтесь ничего! Время студенчества — это уникальная возможность полностью реализовать себя. Все знания и навыки, которые вы приобретете, станут тем мостиком, который поможет вам достичь ваших целей в стоматологии и в жизни в целом. Верьте в себя и стремитесь к новым вершинам!

Присоединяйтесь к нам в соцсетях