12.03.2025
Мы продолжаем серию интервью в рубрике «Приемная кампания — 2025» с руководителями разных направлений специалитета Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ), которые в преддверии приемной кампании расскажут об особенностях обучения по каждому из направлений подготовки.
Традиционно одно из наиболее популярных направлений среди абитуриентов — стоматология. С директором Института стоматологии, доктором медицинских наук, доцентом Николаем Поповым обсудили, какие изменения произошли в учебных планах, как новые методики и оборудование влияют на процесс обучения, а также какие навыки и знания будут особенно востребованы у будущих стоматологов.
— Известно, что СамГМУ осуществил полную пересборку всех образовательных программ специалитета. Николай Владимирович, расскажите, что привело к необходимости изменений именно в стоматологии?
— Объективная реальность. Работа над изменениями в нашей программе обучения началась в ответ на актуальные вызовы и потребности, которые все мы наблюдаем в стоматологии и медицине в целом. Стоматология — это одна из самых динамично развивающихся и инновационных специальностей, и она постоянно находится на фронтире медицинских технологий и практик.
Современный мир не стоит на месте, и это касается не только технологий, но и подходов к обучению. Мы видим, как меняются требования к выпускникам, как трансформируются стейкхолдеры (работодатели), лечебные учреждения. В результате, образовательная программа, которая была актуальна несколько лет назад, уже не полностью соответствует современным тенденциям, реалиям и ожиданиям.
Таким образом, запрос на трансформацию наших образовательных программ поступает из практической стоматологии и современных медицинских трендов. Мы стремимся адаптировать обучение к этим изменениям, чтобы студенты получали актуальные знания и практические навыки, соответствующие требованиям времени. Это важный шаг для обеспечения качества образования и подготовки высококвалифицированных специалистов, способных успешно работать в условиях быстро меняющейся медицинской среды.
На ближайшие 10–15 лет эта программа, безусловно, является важным шагом на пути к достижению идеала в образовании врачей. Однако мы понимаем, что идеал — это не конечная точка, а динамичная цель, к которой мы стремимся. Gостоянно анализируем эффективность и востребованность нашей образовательной программы, чтобы вносить необходимые изменения в учебный процесс.
— Затронут ли эти изменения студентов, которые уже обучаются в СамГМУ? Не будут ли из знания менее актуальными?
— Трансформация программы — это не разовая акция, а постоянный процесс, который мы осуществляем в сотрудничестве с ведущими экспертами, в том числе с представителями школы управления Сколково.
Что касается старших курсов, то они тоже не останутся в стороне от этих изменений. Мы рассматриваем образовательную программу как живой организм, который проходит через различные этапы — от рождения до расцвета и, в конечном итоге, к необходимости обновления. Чтобы избежать «угасания» программы, мы регулярно пересматриваем ее содержание, включая в нее новые дисциплины и изменения в практической подготовке.
Таким образом, студенты старших курсов также будут получать новые знания и навыки, соответствующие современным требованиям. Мы уверены, что все наши студенты, независимо от курса, смогут извлечь пользу из этих изменений и адаптироваться к новым условиям обучения. Это позволит им стать более конкурентоспособными специалистами в области стоматологии.
— Как относятся к изменениям преподаватели? Насколько им сложно адаптироваться к работе по новым учебным планам?
— На мой взгляд, большинство преподавателей с интересом восприняли элементы трансформации образовательных программ, более того, многие приняли участие в их разработке. Преподаватели понимают, что изменения необходимы, чтобы соответствовать современным требованиям.
Однако, конечно, для успешной реализации этих изменений требуется дополнительная работа с
Важно отметить, что мы не просто говорим о трансформации, а активно работаем над конкретными изменениями, которые сделают процесс обучения более эффективным и актуальным. Мы стремимся создать такую образовательную среду, в которой преподаватели смогут не только передавать знания, но и вдохновлять студентов на развитие и самосовершенствование.
— Расскажите о тех изменениях, которые заложены в новые образовательные программы.
— Мы разработали несколько треков, которые позволяют студентам углубленно изучать различные аспекты стоматологии.
На первых трех курсах студенты осваивают базовые знания и профессиональные навыки, что помогает им сделать осознанный выбор трековой части обучения к окончанию третьего курса. Всего у нас предусмотрено шесть треков по специальности стоматология: стоматолог общей практики,
Кроме того, мы ввели сквозной курс по
Также мы добавили модуль «Наука и разработка», который поможет студентам определиться с направлением своей научной деятельности. Это даст возможность совмещать практическую работу с научными исследованиями или сосредоточиться исключительно на научной деятельности.
После завершения образовательной программы выпускники могут продолжить обучение в ординатуре или аспирантуре, либо начать свою карьеру в качестве стоматолога общей практики.
— Известно, что выбирая медицинский университет, абитуриенты обращают внимание на то, как поставлена в вузе отработка практических навыков. Как с этим у вас?
— Акцент на отработку практических навыков студентов является одним из ключевых аспектов новой программы. Для этого мы активно совершенствуем
— Расскажите об интеграции
—
В хирургической стоматологии цифровые технологии сегодня также играют ключевую роль. Цифровые помощники позволяют планировать операционные вмешательства с высокой точностью, что особенно важно при установке имплантатов. С их помощью можно точно рассчитать положение имплантата и спланировать будущие ортопедические конструкции, что минимизирует риски осложнений и повышает эффективность лечения.
Перспективы развития ИТ технологий в стоматологии огромны. Мы видим, как эти направления продолжают развиваться и взаимодополнять друг друга, что в конечном итоге приводит к более качественному и безопасному лечению для пациентов. Это не просто тренд — это необходимость, которая уже сегодня меняет подходы к стоматологической практике и открывает для специалистов новые горизонты.
— Как много медучреждений, стоматологических клиник способны сегодня предложить своим специалистам рабочие места, оснащенные по передовым
— В Самаре действительно существует множество организаций, как частных, так и государственных, которые уже интегрируют современные
Однако стоит отметить, что стадии внедрения этих технологий могут различаться в зависимости от конкретной организации. Некоторые учреждения уже активно применяют цифровые решения в своем лечебном процессе, в то время как другие находятся на начальных этапах этого пути.
Тем не менее, интерес со стороны наших стейкхолдеров к цифровой стоматологии очевиден. Это говорит о том, что мы на правильном пути, и постепенно все больше клиник будут адаптироваться к новым технологиям. Таким образом, мы можем ожидать, что в ближайшем будущем применение современных
— Искусственный интеллект, нейросети
— Нейросети и искусственный интеллект становятся важными инструментами в
В стоматологии нейросети активно используются, например, в ортодонтии, где они помогают в диагностике и обработке ортодонтических файлов. Также существуют программные комплексы, которые могут оценивать и выявлять воспалительные заболевания и онкологические патологии. Некоторые из этих технологий уже доступны в серийном производстве, а другие находятся на стадии разработки.
— Знакомятся ли с этими перспективными направлениями
— Что касается студентов, то они уже сегодня имеют возможность взаимодействовать с определенными продуктами на основе нейросетей в рамках своей образовательной деятельности. Это живая индустрия, которая находится на фронтире технологий, и стоматология, безусловно, является лидером в этом направлении.
— В завершение, пожалуйста, скажите несколько слов напутствия для ваших будущих и нынешних студентов.
— Уважаемые друзья, не бойтесь ничего! Время студенчества — это уникальная возможность полностью реализовать себя. Все знания и навыки, которые вы приобретете, станут тем мостиком, который поможет вам достичь ваших целей в стоматологии и в жизни в целом. Верьте в себя и стремитесь к новым вершинам!