Ректор СамГМУ представил опыт университета по трансформации образовательных программ на стратсессии Минобрнауки РФ

18.02.2025

Ректор СамГМУ, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ Александр Колсанов принял участие в стратегической сессии «Нормативное регулирование новой модели высшего образования: принципиальные изменения» на базе Мастерской управления «Сенеж» в Солнечногорске.

Мероприятие проводилось в рамках пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования в соответствии с Указом Президента России. Озвученные на стратсессии идеи совершенствования системы высшего образования и повышения его качества будут учтены при подготовке проекта изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

В рамках стратегической сессии министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут, представители Минздрава России, ректоры ведущих университетов и представители крупных предприятий формулировали единые подходы к изменениям в системе нормативного регулирования высшего образования.

В своем выступлении министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков обозначил ключевые отличия новой модели высшего образования от существующей системы:

  • Уход от бакалавриата. По многим направлениям он так и не стал самодостаточным образованием, которое понимают и признают работодатели.
  • Ввод нового единого уровня — высшее образование. Новая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов в один такт.
  • Сроки образования. Срок должен быть достаточным для завершенной подготовки специалистов. Для большинства ключевых специальностей — инженеров, врачей, учителей — срок обучения составит в пределах 5 лет. Будут и более короткие 4-летние программы, например для сферы туризма и индустрии гостеприимства, для сферы IT. 6-летнее образование будет предусмотрено по более сложным наукоемким видам деятельности.
  • Магистратура становится уровнем получения специализированных углубленных знаний для тех, кто имеет практический опыт. Она будет сосредоточена в вузах и научных институтах, где для этого есть соотвествующие кадры и учебно-материальная база.
  • Изменится роль аспирантуры. Из третьей ступени высшего образования, как сейчас, она станет отдельным самостоятельным уровнем профессионального образования, нацеленным на подготовку научно-педагогических и научно-исследовательских кадров. Главным критерием эффективности будет успешная защита диссертации.

В рамках работы блока экспертных выступлений Александр Колсанов рассказал об опыте университета по трансформации системы образования и разработке принципиально новых обучающих программ специалитета. Их основной идеей является базовая профессиональная подготовка с индивидуализацией по трекам. Он подчеркнул, что пересборка образовательных программ позволяет привлечь большее количество обучающихся к работе в первичном звене, формировать прогрессивные исследовательские и технологические компетенции, ценные для развития отрасли, как сегодня, так и через много лет.

«Сегодня существует запрос на высококвалифицированного специалиста, готового и адаптированного к работе в первичном звене здравоохранения, владеющего цифровыми компетенциями и знаниями в сфере высокотехнологичной медицинской помощи, способного постоянно повышать квалификацию, и при необходимости приобретать новую, — отметил ректор СамГМУ. — Этот запрос и стал основой при разработке предлагаемой модели высшего образования. Ее основными характеристиками являются: непрерывная система подготовки кадров в системе „довузовское образование — высшее образование — дополнительное профессиональное образование (ДПО)“, получение дополнительной квалификации параллельно освоению основной образовательной программы; базовая профессиональная подготовка с возможностью индивидуализации. Первые 2,5–3 курса обучающиеся проходят „ядерную программу“, а после третьего курса им предоставляется возможность индивидуализации».

Ядерная часть, одинаковая для всех программ специалитета в СамГМУ, состоит из социо-гуманитарного, естественнонаучного блоков, включает модуль по научной и инновационной грамотности. Ректор рассказал, что в ходе социо-гуманитарного блока проводятся занятия на базе музеев и других объектов культуры города. Этот подход дает возможность сформировать у студентов культурную грамотность. При изучении модуля по научной и инновационной грамотности студенты знакомятся с основами проектной и разработческой деятельности.

Параллельно с этим для каждой специальности начинается свой профессиональный блок, где происходит раннее погружение в профессию. На четвертом курсе также продолжается реализация общего профессионального блока, который одинаков для обучающихся. Здесь студенты осваивают патологию, пропедевтику и другие профессиональные дисциплины специальности.

Остальное содержание программы составляют треки — вариант индивидуализации обучения за счет дисциплин по выбору для дальнейшей карьерной траектории выпускника. Студенты могут выбирать из следующих модулей: «врач первичного звена» — для работы поликлинике; «врач с дальнейшей специализацией» — для работы в стационаре после обучения в ординатуре; «исследования и разработки» — для работы в НИИ, на кафедрах университета после обучения в аспирантуре, магистратуре.

Александр Колсанов отметил, что также для всех студентов реализуются сквозные курсы по ИТ-технологиям в медицине, управлению качеством медицинской помощи. Также является обязательным формирование навыков работы на медицинском оборудовании и с технологиями, в том числе, разработанными в вузе.

«Такая структура и содержание программ позволяют работать в первичном звене выпускнику, в т. ч. целевику, с любым вариантом индивидуализации. А модули индивидуализации каждый вуз формирует в зависимости от образовательного, научного и инновационного потенциала и потребностей конкретного заказчика или региона», — добавил Александр Колсанов.

Ректор обратил внимание участников на то, что особым образом в СамГМУ модернизировано и целевое обучение. Оно строится в соответствии с трехсторонней программой взаимодействия по подготовке целевых специалистов с минздравом и медицинскими организациями Самарской области. Практика студентов-целевиков проводится на базе медицинской организации, в которую будет направлен выпускник по целевому договору после окончания вуза. При этом каждого студента курирует наставник, работающий в медицинской организации. Он знакомит будущего коллегу с функционалом, местом работы, коллективом.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях