18.02.2025
Ректор СамГМУ, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ Александр Колсанов принял участие в стратегической сессии «Нормативное регулирование новой модели высшего образования: принципиальные изменения» на базе Мастерской управления «Сенеж» в Солнечногорске.
Мероприятие проводилось в рамках пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования в соответствии с Указом Президента России. Озвученные на стратсессии идеи совершенствования системы высшего образования и повышения его качества будут учтены при подготовке проекта изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
В рамках стратегической сессии министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут, представители Минздрава России, ректоры ведущих университетов и представители крупных предприятий формулировали единые подходы к изменениям в системе нормативного регулирования высшего образования.
В своем выступлении министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков обозначил ключевые отличия новой модели высшего образования от существующей системы:
В рамках работы блока экспертных выступлений Александр Колсанов рассказал об опыте университета по трансформации системы образования и разработке принципиально новых обучающих программ специалитета. Их основной идеей является базовая профессиональная подготовка с индивидуализацией по трекам. Он подчеркнул, что пересборка образовательных программ позволяет привлечь большее количество обучающихся к работе в первичном звене, формировать прогрессивные исследовательские и технологические компетенции, ценные для развития отрасли, как сегодня, так и через много лет.
«Сегодня существует запрос на высококвалифицированного специалиста, готового и адаптированного к работе в первичном звене здравоохранения, владеющего цифровыми компетенциями и знаниями в сфере высокотехнологичной медицинской помощи, способного постоянно повышать квалификацию, и при необходимости приобретать новую, — отметил ректор СамГМУ. — Этот запрос и стал основой при разработке предлагаемой модели высшего образования. Ее основными характеристиками являются: непрерывная система подготовки кадров в системе „довузовское образование — высшее образование — дополнительное профессиональное образование (ДПО)“, получение дополнительной квалификации параллельно освоению основной образовательной программы; базовая профессиональная подготовка с возможностью индивидуализации. Первые 2,5–3 курса обучающиеся проходят „ядерную программу“, а после третьего курса им предоставляется возможность индивидуализации».
Ядерная часть, одинаковая для всех программ специалитета в СамГМУ, состоит из
Параллельно с этим для каждой специальности начинается свой профессиональный блок, где происходит раннее погружение в профессию. На четвертом курсе также продолжается реализация общего профессионального блока, который одинаков для обучающихся. Здесь студенты осваивают патологию, пропедевтику и другие профессиональные дисциплины специальности.
Остальное содержание программы составляют треки — вариант индивидуализации обучения за счет дисциплин по выбору для дальнейшей карьерной траектории выпускника. Студенты могут выбирать из следующих модулей: «врач первичного звена» — для работы поликлинике; «врач с дальнейшей специализацией» — для работы в стационаре после обучения в ординатуре; «исследования и разработки» — для работы в НИИ, на кафедрах университета после обучения в аспирантуре, магистратуре.
Александр Колсанов отметил, что также для всех студентов реализуются сквозные курсы по
«Такая структура и содержание программ позволяют работать в первичном звене выпускнику,
Ректор обратил внимание участников на то, что особым образом в СамГМУ модернизировано и целевое обучение. Оно строится в соответствии с трехсторонней программой взаимодействия по подготовке целевых специалистов с минздравом и медицинскими организациями Самарской области. Практика