Приемка 2025. Директор института фармации СамГМУ Александр Воронин: «Важно, чтобы ребята умели делать ответственный выбор»

21.05.2025

Директор Института фармации Самарского государственного медицинского университета Минздрава России Александр Воронин в интервью в рубрике «Приемка 2025» рассказал о том, чему предстоит научиться новым студентам по направлению фармации, какова ситуация на рынке труда в отрасли фармации и как университет учитывает потребности индустрии в подготовке специалистов.

— Александр Васильевич, СамГМУ начал реализовывать принципиально новую модель образовательных программ, в том числе и Института фармации, который вы возглавляете. Как вы видите природу этого процесса трансформации?

— По сути, это ответ на вызовы жизни и происходящие перемены. Высшее образование должно меняться, поскольку внешние условия постоянно и с фантастической скоростью меняются, и мы не всегда можем их контролировать. Процесс трансформации образовательных программ СамГМУ — многоходовый, многоступенчатый и сложный. Мы занимались проектированием и моделированием в течение примерно двух лет. Во многом это было сделано благодаря смелой и решительной позиции ректора СамГМУ Александра Владимировача Колсанова. Это действительно решительный шаг в контексте российского образования, поскольку не каждый вуз сегодня готов запустить трансформацию всех программ. Но мы видим, что наш опыт вызывает большой интерес коллег. И первый год работы по новой системе вселяет большой оптимизм!

— Какова основная идея новой модели образовательной программы?

— Мы реализуем ядерно-трековую модель, которая позволяет нам более эффективно адаптироваться к изменениям, с которыми сталкивается система высшего образования. Если в общих чертах описать эту модель, то можно отметить, что она состоит из трех взаимосвязанных элементов. Первый элемент — это ядерная часть, которая унифицирована для всех направлений. В этой части студенты получают базовые знания, грамотность и формируют для себя картину мира, готовясь к переходу на этап профессионального блока. В ядерной части мы также акцентируем внимание на том, как устроена отрасль, в которой студенты будут работать. В фармацевтике все вращается вокруг продукта, и этот продукт — лекарственное средство. Так, например, у нас есть дисциплина, посвященная жизненному циклу лекарственных средств.

В ходе всей подготовки мы активно работаем над формированием у студентов навыка выбора. Мы стремимся научить студентов сделать обоснованный выбор одного из трех модулей в нашей программе. Важно, чтобы это решение не было спонтанным или основанным на эмоциональном порыве.

— Какие модули предлагаются студентам?

— Это три модуля, которые связаны со структурой отрасли: управление в фармацевтической отрасли; технология лекарств в фармацевтической разработке; контроль качества лекарственных средств в фармацевтической разработке.

— Как вы сами отметили, фармацевтика — продуктовая отрасль, поэтому здесь особенно важно взаимодействие с индустриальными партнерами, чтобы образование не было оторвано от реальной жизни. Пожалуйста. расскажите, с кем выстроен контакт?

— Мы постоянно ищем новых партнеров, чтобы расширить этот список. И это отлично получается, потому что наш регион предлагает много возможностей и наш университет интересен для многих компаний. В настоящий момент в образовательную программу активно вовлечены такие индустриальные партнеры, как компания «Аптеки Плюс», фармацевтическая компания «Озон» и «Самарская фармацевтическая фабрика».

— Они как-то участвуют в определении траектории развитии конкретных студентов?

— Конечно, участвуют напрямую. Уже на этапе обучения партнеры делятся своим пониманием, как они видят того или иного студента: как управленца, химика-аналитика или технолога. Университет составляет свое представление. И две этих точки зрения сопоставляются с пожеланиями самого студента. Понятно, что когда все три «картинки» совпадают, то выбор образовательного трека очевиден.

— А если нет?

— Очень часто в жизни что-то не ложится в единую картину, и в этом свои сложности. Поэтому по ходу движения мы применяем разные приемы педагогического дизайна, которые приводят к индивидуальным решениям, позволяющим найти оптимальный путь развития студента для раскрытия его потенциала.

Для любого человека важно понимать свои сильные стороны и выбирать траекторию развития исходя из них. Не обязательно сразу быть экспертом во всем; главное — найти свою нишу и развиваться именно там.

— При поступлении еще сложнее с этим выбором и пониманием вчерашнего выпускника того, что ему ближе…

— Конечно, и наша новая образовательная модель позволяет помочь разобраться, что человеку ближе — с нашей помощью и помощью наших коллег из фармацевтической отрасли. При поступлении у абитуриента зачастую одна задача: поступить, желательно на бюджет. О каком обоснованном выборе может идти речь? И вообще когда человеку даешь возможность выбора, он пугается. Он не хочет брать ответственность. Мы учим этому с первых дней. Есть такая мудрость: если воробью кинуть корку хлеба, он сначала испугается. И только потом начнет клевать. Для нас важно в обучении студентов сделать так, чтобы фаза «испуга» была как можно короче, а «клевать» начали как можно раньше и эффективнее. Сейчас тезис «Образование — на всю жизнь» не модный, но все же этот стартовый вход во взрослую жизнь, влияющий на формирование карьеры, очень важен.

— Как студенты отреагировали на введение новой программы?

— Признать, многие студенты старших курсов отчасти завидуют ребятам, которые сегодня поступают. Им нравится, что сейчас рано вводит дисциплина жизненный цикл лекарственных средств, происходит раннее погружение в отрасль, есть пространство для выбора трека. Некоторые студенты бюджетной формы, признаются, что с удовольствием пошли бы сейчас на внебюджет вместе с первым курсом, чтобы получить возможность более вдумчиво войти в тему построения своей карьеры. Кстати, мы общаемся с нашими выпускниками, которые добились серьезных успехов в своей карьере и некоторые из них отмечают, что в свое время не до конца осознавали ценность передаваемых им знаний, потому что не сопоставляли их со своим личным развитием. К примеру, руководитель крупной фармкомпании — нашего индустриального партнера, выпускник СамГМУ рассказал, что на этапе запуска своего производства как управленец столкнулся с проблемой поиска компетентных специалистов. И тогда он достал университетские лекции, чтобы, к примеру, самостоятельно провести контроль качества и другие этапы технологии производства лекарств. Таким образом, человек уже став учредителем собственной компании пришел к пониманию важности тех или иных знаний. Новая программа призвана помочь приходит к этому намного раньше.

— Как обстоят дела на рынке труда в фармотрасли? Достаточно ли вакантных позиций, которые смогут занять новые выпускники? Как новая программа ориентируется на то, какие специалисты будут востребованы спустя 5–10 лет?

— Глобально реформа образовательной программы и делалась для того, чтобы выпускники были максимально востребованы на рынке труда и отвечали его ожиданиям. Новая программа многоуровневая, но надо понимать, что даже при этом она является упрощенным отражением ситуации на рынке труда.

Например, управление фармацевтической отраслью — один из наших треков. После его завершения выпускник может попасть в любую часть «пирамиды» рынка труда. В самом основании «пирамиды» — розничная реализация лекарственных средств, то есть работа в аптеках провизором или фармацевтом. Это стартовая позиция, которая зачастую воспринимается как гарантия трудоустройства с дипломом высшего образования по специальности «фармация», хотя обычно молодое поколение воспринимает эту позицию как страховочную.

Далее идут менеджерские позиции в аптечных сетях и фармацевтических компаниях — управление отделами продаж, маркетинг, стратегическое планирование. Более серьезные роли связаны с управлением производственными процессами и развитием продуктового портфеля фармацевтической компании. Однако такие позиции требуют опыта и прохождения определенного карьерного пути: сначала нужно понять работу на начальных уровнях — например, в аптечной сети или отделе маркетинга — чтобы затем перейти к управленческим задачам. Также есть возможности развиваться в области разработки лекарственных средств, фармацевтической технологии и контроля качества лекарственных средств.

В целом выпускники могут найти работу на разных уровнях рынка труда, это определяется амбицией и способностью нарастить конкретную компетенцию.

— Каковы амбиции нынешних студентов и как они воспринимают свои возможности на рынке труда?

— Конечно, амбиции студентов достаточно высоки, но главное чтобы они имели реальные основания. Например, недавно пятикурсники узнали о зарплате химико-аналитика на одном из крупных фармацевтических предприятий — около 180 тысяч рублей. И там есть вакантные позиции с подобной и еще большей зарплатой. Специалисты с высокой квалификацией, которые будут самостоятельно оптимизировать методики контроля качества, разрабатывать технологические схемы производства лекарств, нужны всегда. Но другой вопрос, что до этих компетенций нужно дорасти. И наши новые программы направлены на то, чтобы помогать ребятам приобретать ценный практический опыт еще в период обучения. Мы движемся в сторону бизнес-подхода с долгосрочными вложениями будущего работодателя, в этом заключается концепция организации базовых кафедр фармацевтических компаний на базе университета. Таким образом работодатели принимают участие в подготовке сотрудников под конкретные виды деятельности. Отбор со студенческой скамьи облегчает решение вопросов их кадрового обеспечения. Наши студенты проходят стажировки, практики в компаниях. Это отличная практическая проверка — студенты работают во всех отделах, и дирекция по персоналу оценивает их потенциал. Иногда студенты меняют базы практики или отказываются от первоначальных планов — это тоже часть процесса отбора, и это совершенно нормально.

— Какие совершенно новые вакансии могут появиться со временем?

— Вакансии, связанные с развитием применения искусственного интеллекта (ИИ) в фармацевтической отрасли. Например, уже сейчас некоторые российские аптечные сети тестируют ИИ как фармконсультанта. В настоящее время ИИ широко применяется для создания «новых» молекул лекарственных веществ. Высока вероятность, что системы на основе ИИ могут быть внедрены в фармацевтическую разработку. Поскольку ИИ обучается на данных, будут нужны специалисты, которые смогут валидировать результаты, проверять достоверность информации и тестировать продукты ИИ. Рынку будут нужны разработчики и инженеры по созданию алгоритмов для фармацевтики: для создания новых моделей, алгоритмов и программных решений для автоматизации исследований по созданию и производству лекарств.

— Как образовательные программы СамГМУ реагируют на такие прогнозы?

— На сегодняшний день существует программа дополнительного профессионального образования (ДПО) по компьютерному моделированию лекарственных средств, которая включает обучение работе с искусственным интеллектом. Она предназначена для уже работающих специалистов — химиков, биологов, провизоров. Эта программа позволяет им освоить навыки программирования и работы с ИИ в контексте разработки лекарств. А со временем наиболее прорывные программы зачастую включаются в программы высшего образования додипломного уровня.

— Что вы можете пожелать нынешним и будущим студентам, чтобы этот путь получения профессии они прошли достойно и успешно?

— Я считаю, что путь действительно долгий, интересный и очень ценный. Пять лет пролетят очень быстро — это как мгновение. И я хотел бы пожелать, чтобы в первую очередь студенты оставались настоящими людьми, ответственными за свои действия. Чтобы они учились думать, анализировать и делать обоснованный выбор. В современном информационном пространстве невозможно поглотить весь объем знаний, поэтому важно развивать умение мыслить и брать ответственность за свои решения.

Также я желаю им здоровья и позитивной студенческой жизни, потому что учеба — это не всё. Студенческие годы — это лучший период для формирования круга друзей на всю жизнь. Могу сказать, что именно в студенческие годы закладываются глубокие связи и коммуникации, которые остаются с тобой навсегда. Поэтому желаю ребятам найти добрых и надежных друзей, которые будут идти с ними по жизни как в профессиональной сфере, так и в личной. Это очень важно для будущего.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях