21.05.2025
Директор Института фармации Самарского государственного медицинского университета Минздрава России Александр Воронин в интервью в рубрике «Приемка 2025» рассказал о том, чему предстоит научиться новым студентам по направлению фармации, какова ситуация на рынке труда в отрасли фармации и как университет учитывает потребности индустрии в подготовке специалистов.
— Александр Васильевич, СамГМУ начал реализовывать принципиально новую модель образовательных программ, в том числе и Института фармации, который вы возглавляете. Как вы видите природу этого процесса трансформации?
— По сути, это ответ на вызовы жизни и происходящие перемены. Высшее образование должно меняться, поскольку внешние условия постоянно и с фантастической скоростью меняются, и мы не всегда можем их контролировать. Процесс трансформации образовательных программ СамГМУ — многоходовый, многоступенчатый и сложный. Мы занимались проектированием и моделированием в течение примерно двух лет. Во многом это было сделано благодаря смелой и решительной позиции ректора СамГМУ Александра Владимировача Колсанова. Это действительно решительный шаг в контексте российского образования, поскольку не каждый вуз сегодня готов запустить трансформацию всех программ. Но мы видим, что наш опыт вызывает большой интерес коллег. И первый год работы по новой системе вселяет большой оптимизм!
— Какова основная идея новой модели образовательной программы?
— Мы реализуем
В ходе всей подготовки мы активно работаем над формированием у студентов навыка выбора. Мы стремимся научить студентов сделать обоснованный выбор одного из трех модулей в нашей программе. Важно, чтобы это решение не было спонтанным или основанным на эмоциональном порыве.
— Какие модули предлагаются студентам?
— Это три модуля, которые связаны со структурой отрасли: управление в фармацевтической отрасли; технология лекарств в фармацевтической разработке; контроль качества лекарственных средств в фармацевтической разработке.
— Как вы сами отметили, фармацевтика — продуктовая отрасль, поэтому здесь особенно важно взаимодействие с индустриальными партнерами, чтобы образование не было оторвано от реальной жизни. Пожалуйста. расскажите, с кем выстроен контакт?
— Мы постоянно ищем новых партнеров, чтобы расширить этот список. И это отлично получается, потому что наш регион предлагает много возможностей и наш университет интересен для многих компаний. В настоящий момент в образовательную программу активно вовлечены такие индустриальные партнеры, как компания «Аптеки Плюс», фармацевтическая компания «Озон» и «Самарская фармацевтическая фабрика».
— Они
— Конечно, участвуют напрямую. Уже на этапе обучения партнеры делятся своим пониманием, как они видят того или иного студента: как управленца,
— А если нет?
— Очень часто в жизни
Для любого человека важно понимать свои сильные стороны и выбирать траекторию развития исходя из них. Не обязательно сразу быть экспертом во всем; главное — найти свою нишу и развиваться именно там.
— При поступлении еще сложнее с этим выбором и пониманием вчерашнего выпускника того, что ему ближе…
— Конечно, и наша новая образовательная модель позволяет помочь разобраться, что человеку ближе — с нашей помощью и помощью наших коллег из фармацевтической отрасли. При поступлении у абитуриента зачастую одна задача: поступить, желательно на бюджет. О каком обоснованном выборе может идти речь? И вообще когда человеку даешь возможность выбора, он пугается. Он не хочет брать ответственность. Мы учим этому с первых дней. Есть такая мудрость: если воробью кинуть корку хлеба, он сначала испугается. И только потом начнет клевать. Для нас важно в обучении студентов сделать так, чтобы фаза «испуга» была как можно короче, а «клевать» начали как можно раньше и эффективнее. Сейчас тезис «Образование — на всю жизнь» не модный, но все же этот стартовый вход во взрослую жизнь, влияющий на формирование карьеры, очень важен.
— Как студенты отреагировали на введение новой программы?
— Признать, многие студенты старших курсов отчасти завидуют ребятам, которые сегодня поступают. Им нравится, что сейчас рано вводит дисциплина жизненный цикл лекарственных средств, происходит раннее погружение в отрасль, есть пространство для выбора трека. Некоторые студенты бюджетной формы, признаются, что с удовольствием пошли бы сейчас на внебюджет вместе с первым курсом, чтобы получить возможность более вдумчиво войти в тему построения своей карьеры. Кстати, мы общаемся с нашими выпускниками, которые добились серьезных успехов в своей карьере и некоторые из них отмечают, что в свое время не до конца осознавали ценность передаваемых им знаний, потому что не сопоставляли их со своим личным развитием. К примеру, руководитель крупной фармкомпании — нашего индустриального партнера, выпускник СамГМУ рассказал, что на этапе запуска своего производства как управленец столкнулся с проблемой поиска компетентных специалистов. И тогда он достал университетские лекции, чтобы, к примеру, самостоятельно провести контроль качества и другие этапы технологии производства лекарств. Таким образом, человек уже став учредителем собственной компании пришел к пониманию важности тех или иных знаний. Новая программа призвана помочь приходит к этому намного раньше.
— Как обстоят дела на рынке труда в фармотрасли? Достаточно ли вакантных позиций, которые смогут занять новые выпускники? Как новая программа ориентируется на то, какие специалисты будут востребованы спустя 5–10 лет?
— Глобально реформа образовательной программы и делалась для того, чтобы выпускники были максимально востребованы на рынке труда и отвечали его ожиданиям. Новая программа многоуровневая, но надо понимать, что даже при этом она является упрощенным отражением ситуации на рынке труда.
Например, управление фармацевтической отраслью — один из наших треков. После его завершения выпускник может попасть в любую часть «пирамиды» рынка труда. В самом основании «пирамиды» — розничная реализация лекарственных средств, то есть работа в аптеках провизором или фармацевтом. Это стартовая позиция, которая зачастую воспринимается как гарантия трудоустройства с дипломом высшего образования по специальности «фармация», хотя обычно молодое поколение воспринимает эту позицию как страховочную.
Далее идут менеджерские позиции в аптечных сетях и фармацевтических компаниях — управление отделами продаж, маркетинг, стратегическое планирование. Более серьезные роли связаны с управлением производственными процессами и развитием продуктового портфеля фармацевтической компании. Однако такие позиции требуют опыта и прохождения определенного карьерного пути: сначала нужно понять работу на начальных уровнях — например, в аптечной сети или отделе маркетинга — чтобы затем перейти к управленческим задачам. Также есть возможности развиваться в области разработки лекарственных средств, фармацевтической технологии и контроля качества лекарственных средств.
В целом выпускники могут найти работу на разных уровнях рынка труда, это определяется амбицией и способностью нарастить конкретную компетенцию.
— Каковы амбиции нынешних студентов и как они воспринимают свои возможности на рынке труда?
— Конечно, амбиции студентов достаточно высоки, но главное чтобы они имели реальные основания. Например, недавно пятикурсники узнали о зарплате
— Какие совершенно новые вакансии могут появиться со временем?
— Вакансии, связанные с развитием применения искусственного интеллекта (ИИ) в фармацевтической отрасли. Например, уже сейчас некоторые российские аптечные сети тестируют ИИ как фармконсультанта. В настоящее время ИИ широко применяется для создания «новых» молекул лекарственных веществ. Высока вероятность, что системы на основе ИИ могут быть внедрены в фармацевтическую разработку. Поскольку ИИ обучается на данных, будут нужны специалисты, которые смогут валидировать результаты, проверять достоверность информации и тестировать продукты ИИ. Рынку будут нужны разработчики и инженеры по созданию алгоритмов для фармацевтики: для создания новых моделей, алгоритмов и программных решений для автоматизации исследований по созданию и производству лекарств.
— Как образовательные программы СамГМУ реагируют на такие прогнозы?
— На сегодняшний день существует программа дополнительного профессионального образования (ДПО) по компьютерному моделированию лекарственных средств, которая включает обучение работе с искусственным интеллектом. Она предназначена для уже работающих специалистов — химиков, биологов, провизоров. Эта программа позволяет им освоить навыки программирования и работы с ИИ в контексте разработки лекарств. А со временем наиболее прорывные программы зачастую включаются в программы высшего образования додипломного уровня.
— Что вы можете пожелать нынешним и будущим студентам, чтобы этот путь получения профессии они прошли достойно и успешно?
— Я считаю, что путь действительно долгий, интересный и очень ценный. Пять лет пролетят очень быстро — это как мгновение. И я хотел бы пожелать, чтобы в первую очередь студенты оставались настоящими людьми, ответственными за свои действия. Чтобы они учились думать, анализировать и делать обоснованный выбор. В современном информационном пространстве невозможно поглотить весь объем знаний, поэтому важно развивать умение мыслить и брать ответственность за свои решения.
Также я желаю им здоровья и позитивной студенческой жизни, потому что учеба — это не всё. Студенческие годы — это лучший период для формирования круга друзей на всю жизнь. Могу сказать, что именно в студенческие годы закладываются глубокие связи и коммуникации, которые остаются с тобой навсегда. Поэтому желаю ребятам найти добрых и надежных друзей, которые будут идти с ними по жизни как в профессиональной сфере, так и в личной. Это очень важно для будущего.