Приемка-2025. Директор Института профилактической медицины СамГМУ Ольга Сазонова: «Постарайтесь не упустить время!»

28.05.2025

Директор Института профилактической медицины СамГМУ, главный внештатный диетолог минздрава Самарской области, профессор, д.м.н. Ольга Сазонова в интервью в рубрике «Приемка 2025» рассказала о том, какие актуальные профессиональные возможности открывает институт перед новыми студентами и как они соотносятся с ожиданиями студентов и особенностями рынка труда.

Все институты СамГМУ участвовали в проекте масштабной трансформации образовательных программ, но в каждом отмечаются свои особенности. Как бы вы в целом охарактеризовали изменения, произошедшие в этом плане в Институте профилактической медицины?

Изменения, которые произошли у нас, действительно кардинальные. Наши студенты, которые приходят к нам сегодня, сталкиваются с совершенно новым подходом. У нас есть ядро основных медицинских дисциплин, которые практически одинаково представлены для всех курсов. Однако, если раньше студенты Института профилактической медицины начинали заниматься своими профессиональными навыками и практиками только после третьего курса, то сейчас мы это погружение происходит намного раньше. Это позволяет студентам быстрее и точнее выбрать свою индивидуальную траекторию, что, на наш взгляд, значительно улучшает процесс обучения и делает его более интересным.

Прошло не так много времени, но все же: с какой обратной связью вы сталкиваетесь? Эти изменения откликаются у студентов?

Помимо живого общения мы создали форму, которую студенты могут заполнить, и просим их периодически делиться своим мнением. Все в целом говори о том, что изменения воспринимаются положительно. Поколение студентов сейчас другое, и мы проектировали программу с учетом их потребностей и ожиданий, ориентируясь именно на этих ребят. Пока все идет так, как мы и задумывали.

Кроме того, у нас есть вводный курс, который студенты проходят в самом начале, начиная со второго сентября. Они не идут сразу в «большой университет», а сначала знакомятся с местами будущей работы, получают экскурсии и практикумы, которые помогают им понять, куда они могут дойти в своей траектории. Вторая цель — выровнять их знания по фундаментальным дисциплинам, таким как химия и биология, до определенного уровня. Зачастую это бывает просто необходимо чтобы двинуться дальше. Так вот мы уже видим, что студенты лучше усваивают материал.

В новой программе много практики, которая, конечно, перемежается с теорией, но практику мы всегда любим больше. Очень надеюсь, что новая образовательная программа зацепит наших студентов еще больше и сделает обучение интереснее.

Вы планируете и в дальнейшем вносить изменения в программу?

Мы понимаем, что трансформация образовательной программы — это постоянный процесс. И, конечно, будем постоянно что-то менять и улучшать. Весь цикл обучения длится 6 лет и за это время мы сможем увидеть масштабные результаты. Думаю, что это будут самые позитивные выводы, так как мы подошли к процессу пересборки программ очень серьезно и вдумчиво.

Расскажите о образовательных треках, которые есть в вашем институте. Что они собой представляют?

Мы включили в программу шесть образовательных треков. Среди них есть классические направления, с которыми мы ассоциируемся, такие как гигиена, эпидемиология и деятельность в рамках Роспотребнадзора. Однако мы также добавили менее традиционные направления, такие как лабораторная диагностика, включающая медицинскую микробиологию.

Кроме того, у нас есть трек управления здоровьем и, конечно, IT-технологии в медицине, которыми славится наш университет. В итоге у нас шесть траекторий. Но не стоит забывать, что, хотя направление науки и разработок не выделено в отдельный трек, оно проходит сквозным направлением через всю образовательную программу и завершается защитой проекта.

С учетом развития общества и взятого курса на увеличение продолжительности жизни сегодня очень актуально звучат образовательные траектории, нацеленные на функциональную медицину и целостный подход к здоровью человека, профилактику заболеваний. Ребятам, которым в силу возраста не свойственно задумываться о сохранении здоровья, эти направления кажутся перспективными?

Конечно, и мы постепенно объясняем им важность. Большое преимущество нового образовательного подхода — возможность отложенного выбора. Они могут сориенировася к третьему курсу. У ребят есть время понять, а у нас — объяснить. Несмотря на молодость они приходят к пониманию, что каждому человеку хочется продлить свое активное состояние и сохранить здоровье своих детей. Сегодня мы наблюдаем, как это направление зарождается, и в обществе существует запрос на специалистов в области интегративной, превентивной и антивозрастной медицины. Мы видим большие перспективы появления новых кадровых позиций как в медицинских учреждениях, так и в крупных компаниях и организациях.

Каковы возможности для студентов института профилактической медицины, выбравших траекторию управления здоровьем?

Концепция этого образовательного трека основывается на понимании: болезни лучше предотвращать, чем их лечить. Студенты, выбравшие эту траекторию, смогут стать одними из первых специалистов, которые предложат людям то, что им действительно нужно. Получив диплом, наши выпускники смогут работать не только в органах и учреждениях Роспотребнадзора, но и займут новые позиции в таких направлениях, как нутрициология, медицинский фитнес, биохакинг и активное долголетие.

Готовя более 20 лет специалистов в сфере профилактики, институт делал упор на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, на отсутствие вредного воздействия факторов среды обитания (воздух, вода, пищевые продукты) на здоровье человека. А в рамках нового направления мы учим заботиться о сохранении здоровья людей. По сути, это новое направление здравоохранения, но бесспорно оно очень перспективно.

Какие направления сложнее всего развивать?

Пожалуй, направления, которые новы и не представлены в других медицинских университетах, такие как управление здоровьем и IT-технологии в медицине. Но это были временные трудности, которые привели нас к созданию отличных уникальных образовательных продуктов, востребованных среди ребят и перспективных в разрезе рынка труда.

По вашим наблюдениям те специальности, которым вы обучаете, популярны у абитуриентов или чаще школьники мечтают быть именно врачами?

Конечно, многие ребята приходят к нам с профессиональной ориентацией на наше направление, например, на профилактику или лабораторную диагностику. И университет этому содействует на этапе довузовского образования. Есть программы, которые помогают школьникам лучше понять, чего они хотят, узнать о медицинских специальностях и сориентироваться в них. Мы помогаем им сделать осознанный выбор внутри медицины, во многом это результат нашей работы.

То есть можно сделать вывод, что сегодня изменилось восприятие медицинского образования?

Это действительно так. Раньше медицинское образование ассоциировалось только с одним специалистом — врачом. Общество воспринимало врача как клинициста, который лечит. Однако сейчас в университете и в целом в медицинском образовании существует гораздо больше направлений, которые необходимы в медицине и здравоохранении. И далеко не всегда это врач, который лечит. Мы стремимся показать студентам, что в медицине есть множество специальностей, и каждый может найти свое призвание.

Какое напутствие вы могли бы дать студентам вашего института, чтобы они успешно справились с учебой и прошли весь путь по новой образовательной программе?

Мой совет студентам: не теряйте время. Часто мы думаем, что сможем догнать упущенное позже, но это может привести к тому, что некоторые знания уже не вернутся. У вас есть 6 лет на обучение, и важно использовать это время по максимуму. Если упустить возможность, можно не закончить университет. Поэтому я призываю вас: раз вы пришли, посвятите это время учебе и сделайте его максимально полезным! А мы сделаем все, чтобы этот процесс был максимально увлекательным и эффективным.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях