Студентов СамГМУ будут обучать бережливым технологиям

30.06.2021

Специалисты Центра дистанционных образовательных технологий СамГМУ и Городской клинической больницы № 1 им. Н. И. Пирогова создали инновационный образовательный симулятор в формате виртуальной реальности для обучения бережливым технологиям.

Тренажер «Работа современного многопрофильного стационара по критериям бережливого производства на примере маршрутизации пациентов» применяется для обучения студентов и врачей на всех этапах подготовки.

«С 2018 года в СамГМУ ведется работа по внедрению основ бережливого производства в процессы деятельности структурных подразделений вуза и интеграции бережливого производства в образовательный процесс на ряде кафедр университета, в частности, на кафедре общественного здоровья и здравоохранения, — рассказал руководитель Центра дистанционных образовательных технологий СамГМУ Александр Воронин. — Бережливое производство — это концепция, содействующая организации в повышении ее конкурентоспособности и эффективности процессов, включающая комплекс методов и инструментов по всем направлениям деятельности, позволяющий перевести на более качественный уровень работу подразделений университета в образовательной, научной и клинической сферах деятельности. С точки зрения идеологии, бережливые технологии — это здравый смысл плюс научная организация труда. С точки зрения техники, бережливые технологии — это элементарные приемы, инструменты, которые приводят повседневную деятельность к качественному результату при меньшем вложении сил и средств».

В 2019 году в вузе был открыт Центр бережливых технологий, на базе которого объединяются компетенции, навыки и знания СамГМУ по данной тематике. Центр занимается образовательной деятельностью по линии бережливых технологий. Кафедры и Клиники СамГМУ должны стать пилотной площадкой для практической реализации лучших практик по бережливым технологиям, чтобы в дальнейшем внедрить их в практическую деятельность медицинских организаций региона.

В 2019–2020 году были созданы тренажеры виртуальной реальности по некоторым направлениям бережливых технологий. Приоритетными выбрали три направления:

  • коммуникация (работа врача с пациентом),
  • эргономика рабочего места врача,
  • маршрутизация потока пациентов по лечебному учреждению.

Тренажер коммуникативных навыков помогает научиться выстраивать правильное профессиональное общение медицинского персонала с пациентом в зависимости от его темперамента и других личностных характеристик, отрабатывать конфликтные ситуации и наиболее распространенные ситуации в работе врача при общении с пациентами (часто задаваемые вопросы).

Тренажер в формате виртуальной реальности по направлению эргономики учит наведению порядка на рабочем месте врача, приведению его к нормативам, которые прописаны в требованиях бережливого производства. Это позволяет оптимизировать работу доктора, и таким образом он больше времени уделяет пациенту, а не организации собственного рабочего места — «творческий беспорядок» в кабинете и на рабочем месте врача негативно влияет на продолжительность приема пациента. Оба тренажера уже внедрены в процесс подготовки студентов СамГМУ.

С сентября 2021 года в образовательный процесс будет внедрен новый тренажер, который помогает обучиться правильной маршрутизации пациентов в лечебном учреждении. Он показывает, какой оптимальный путь с точки зрения экономии времени и трудозатрат должен пройти пациент, чтобы получить максимально эффективную медицинскую помощь.

«В парадигме бережливых технологий существует такое понятие, как маршрутизация потоков пациентов, — поясняет Александр Воронин. — Начиная с конца 2019 совместно с коллегами из больницы Пирогова, получая их профессиональные консультации, которые базируются на знаниях бережливых технологий и их применения в многопрофильном лечебном учреждении, а также большом клиническом опыте, мы разработали тренажер виртуальной реальности по отработке навыков формирования направления потоков пациентов. Выполнение упражнений помогает сотрудникам учреждения, проходящим обучающий курс на данном тренажере, а также руководству медицинского учреждения понять, где в маршрутизации потоков у них кроется проблема и как ее можно решить с помощью отработки эталонного варианта, который реализован в этом тренажере».

Финансирование на создание тренажера направили из двух источников. Большую часть составили собственные средства СамГМУ. Вторая часть состояла из губернского гранта на проект, который выиграла сотрудник больницы Пирогова и по совместительству ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения СамГМУ Руфия Гиннятулина.

Тренажер будет применяться в образовательном процессе кафедр СамГМУ, курирующих блок общественного здоровья и здравоохранения. Также его будут использовать для обучения врачебных кадров больницы Пирогова и на кафедрах СамГМУ, базирующихся в ЛПУ. Планируется масштабирование проекта на другие крупные ЛПУ города, области и в перспективе — соседних регионов.

«Использование VR-технологий — одно из современных средств обучения, которое позволяет посмотреть виртуально, как работает больница изнутри, — говорит заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения СамГМУ Сергей Суслин. — Мы включили в курс работу типичного приемного отделения на примере урологического операционного блока — что туда входит, какое оснащение должно быть в соответствии с порядками оказания медицинской помощи. К этой технологии VR мы подключили тесты для обучения студентов. Тренажер позволяет более наглядно ознакомиться с больницей, окунуться в ее виртуальный мир и посмотреть, как она устроена изнутри. Конечно, мы водим студентов и в настоящую больницу, но виртуальная реальность позволяет сконцентрироваться на тех моментах, которые нужны в учебном процессе».

Присоединяйтесь к нам в соцсетях