18.10.2019
В рамках V Международной конференции «Нейрокомпьютерный интерфейс: наука и практика. Самара 2019» российские и зарубежные ученые представили результаты исследований по использованию виртуальной реальности в реабилитации пациентов с заболеваниями неврологического профиля.
В частности, в рамках симпозиума «Технологии виртуальной реальности в
В рамках конференции команда исследователей поделилась результатами по использованию нейротренажера ReviVR и при восстановлении после инсульта. Согласно статистике, около 80% пациентов утрачивают локомоторную функцию после перенесенного заболевания. На восстановление двигательной активности с помощью стандартных методов реабилитации подчас отводится немало времени. Использование роботизированной терапии позволяет ускорить процесс восстановления. Об этом свидетельствуют клинические результаты, полученные в Федеральном центре цереброваскулярной патологии и инсульта.
Нейротренажер ReviVR используется для восстановления первоначальной вертикализации пациентов в хронической и острой фазе заболевания. С помощью нейроинтерфейса человек оказывается в виртуальной среде, где ему предстоит вновь сделать первые шаги. Для имитации тактильных ощущений на стопах закрепляются пневмоманжеты, которые стимулируют конечности пациента, как только его персонаж совершает движение. По словам доцента кафедры неврологии и нейрохирургии СамГМУ Александра Захарова, сенсорное взаимодействие с объектом виртуальной реальности становится ключевым моментом в реабилитации, поскольку без него формирование двигательного навыка невозможно. «В основу технологии легла идея создания ощущения сенсорного взаимодействия с объектом VR для восстановления локомоторной функции. Подключение фидбэка в виде мультимодальной сенсорной регуляции способствует восстановлению утраченных навыков», — заключил Александр Захаров. Важным моментом в использовании нейротренажера становится стимуляция нейропластичности. Это свойство позволяет человеческому мозгу восстанавливать утраченные навыки и изменяться под внешним воздействием. Чтобы вновь запустить работу «молчащих» нейронов, необходимо предоставить мозгу полноценную и качественно новую информационную среду.
«Виртуальная реальность представляет собой очень динамичный мир визуальной и сенсорной информации. Чем больше мы используем сенсорных входов, тем больше ответов от мозга мы получаем. К примеру, экстероцепция через пневматическую стимуляцию дает один уровень ответа, а визуальный стимул создает совершенно другую панораму», — поясняет заведующий кафедрой физиологии с курсом безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф СамГМУ, профессор Василий Пятин.
Положительная динамика наблюдается уже на 3 сутки, однако спустя 5 дней человеческий мозг адаптируется к привычным условиям, а значит требует новой информации для дальнейшего восстановления. По мнению экспертов, для максимального эффекта киберсреда должна быть персонализирована для каждого отдельно взятого пациента, что будет являться следующим шагом в модификации разработок университета для реабилитации. Разработка самарских ученых уже широко используется для лечения пациентов с рассеянным склерозом, деменцией и болезнью Паркинсона. Сегодня