СамГМУ обучает врачей региона этике и деонтологии

21.07.2023

Самарский государственный медицинский университет проводит для врачей региона обучающие циклы лекций и практических занятий по этике и деонтологии. Проблему необходимости повышения квалификации сотрудников медучреждений Самарской области региональное министерство здравоохранения обозначило в мае текущего года. И уже в июне в СамГМУ взял в разработку профильный обучающий цикл, а со второй половины месяца стартовал первый поток занятий.

В обучении уже приняли участие более 100 сотрудников медицинских организацией из Самары, Тольятти, Жигулевска, Сызрани, Большой Глушицы и других населенных пунктов Самарской области. Всего по циклу «Вопросы этики и деонтологии в профессиональной медицинской деятельности. Психология профессионального общения в медицинской среде» СамГМУ провел обучение в 7 группах.

Каждый обучающий курс рассчитан на 3 дня. Первый день посвящен правовым и этическим аспектам в сфере здравоохранения, второй — психологии конфликтов, а третий — отработке теории на практике. Содержание цикла включает такие вопросы, как значение этики в современном здравоохранении; принципы, правила и модели биоэтики, проблемам в реализации прав граждан; психологии общения; конфликтам в медицинской среде.

«Сегодня сотрудники медицинских учреждений сталкиваются с высокой психологической нагрузкой, которая нередко становится причиной конфликтных ситуаций. Цель нашего обучающего цикла — напомнить врачам и организаторам здравоохранения о необходимости в каждой сложной ситуации максимально нивелировать конфликт, придерживаться линии сохранения взаимного уважения между врачом и пациентом, — отмечает Андрей Орлов, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения института профессионального образования СамГМУ, д.м.н., профессор. — На занятиях мы обучаем врачей прежде всего навыкам предотвращения развития конфликта, профилактирования и предупреждения».

Отдельным блоком рассматривается тема этического регулирования не просто в нормах профессиональной деятельности, но в связи правовых и этических норм. Эта взаимосвязь установлена действующим законодательством, при котором клятва врача, в которой содержатся основные этические принципы, возведена в норму закона.

«Поэтому рассматривая реализацию этических норм в здравоохранении, нужно исходить из того, что законодательством четко установлены права граждан, которые основаны на морально-нравственном регулировании. И если реализовывать правовой статус пациента, установленный в соответствии с нормами законодательства, то пациент будет удовлетворен оказанной медицинской услугой и отношением к нему», — говорит Лидия Бальзамова, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИПО СамГМУ, к.м.н., вице-президент СОАВ, руководитель «Центра правовой защиты врачей СОАВ».

Как отмечают эксперты, зачастую у практикующих врачей нет возможности погрузиться в законодательное регулирование, вопросы медицинского права также не рассматриваются в циклах последипломного образования. Недостаточный уровень правовой грамотности часто приводит к неумышленному нарушению законодательства.

«Но если раньше несоблюдение правовых норм, которое не приводило к причинению вреда, не считалось правонарушением, то сейчас действующее законодательство рассматривает это несоблюдение как потенциальную возможность причинения вреда, требующую применения наказующих мер. И поэтому сегодня нужно очень чётко представлять не только правовые нормы, но и знать механизмы решения проблем», — подчеркивает остроту вопроса Лидия Бальзамова.

В своем лекционном материале лектор не только освещает вопросы законодательного регулирования, но и проблемы, которые возникают при реализации прав граждан. Нередко основой конфликта являются ситуации, когда врач с недостаточным объемом правовых знаний встречается с грамотным пациентом.

На обучающем цикле слушатели совместно с экспертами подробно рассматривают теоретические вопросы. Но кроме этого целый лекционный шестичасовой день посвящается разбору особенностей действующих моделей системы правоотношений «врач-пациент», а также психологических внутриличностных конфликтов, которые развиваются при реализации той или иной модели.

Заключительная часть курса посвящена деловой игре. В ходе игры рассматриваются конкретные ситуационные задачи, основанные на реальных случаях, в том числе, самых сложных, когда пациент обращается в прокуратуру, и проблема выходит в судебную плоскость. Специфика такого разбора — в проведении не только клинического анализа несоблюдения клинических рекомендаций, врачебных ошибок, но и юридического анализа нарушения прав пациентов.

«В ходе разбора становится понятно, как сложно медицинским работникам без правовой подготовки проводить юридический анализ. Если клинический анализ по экспертной оценке качества достаточно привычен, то юридический анализ, позволяющий понять, были ли нарушены права граждан и какова в этом случае ответственность медицинской организации, медицинских работников, достаточно сложен. Мы стараемся привести к пониманию, как восстановить право пациента, как прийти к компромиссу с ним, как научиться решать конфликт на уровне самой медицинской организации, чтобы пациент был удовлетворен», — комментирует Лидия Бальзамова.

По словам лектора, анкеты обратной связи, заполненные в конце обучения, показали, что большинство слушателей находят курс очень полезным для себя и выражают желание пройти обучение в еще большем объеме.

«Очень многие пожелания сводятся к тому, что поднятые темы необходимо изучать в большем объеме и нужно, чтобы на этом цикле присутствовало как можно большее число обучающихся. Я как специалист медицинского права надеюсь, что это послужит пусковым механизмом к тому, чтобы подобный курс ввести в систему непрерывного образования для врачей всех специальностей. Наша кафедра сможет реализовать такое обучение в плановом порядке», — резюмирует специалист по профессиональной этике.

Следующий цикл обучения пройдет в сентябре. Как отмечает Андрей Орлов, медицинские организации могут подать заявки на прохождение обучения своими медработниками и организаторами здравоохранения.

«Наша задача — максимально оперативно и чутко реагировать на все запросы практического здравоохранения. И именно от практикующих врачей, от министерства здравоохранения региона исходил запрос на этот обучающий курс. Уверен, что наши выдающиеся профессионалы лекторы и практики Ольга Александровна Хашина, медицинский психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения СамГМУ, Лидия Алексеевна Бальзамова, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИПО СамГМУ, к.м.н., а также другие специалисты помогут почувствовать себя увереннее в этой непростой сфере человеческих взаимоотношений и их законодательного регулирования», — комментирует руководитель кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ИПО СамГМУ.

Для записи на курс и за более подробной информацией обращайтесь к менеджерам ИПО:

  • Самара: Солина Наталья Геннадьевна, +7 927 604-32-32, n.g.solina@samsmu.ru;
  • Тольятти, Жигулевск, Сызрань: Коротких Юлия Васильевна, +7 964 967-77-18, yu.v. korotkih@samsmu.ru.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях