В день всероссийского студенческого выпускного ректор СамГМУ встретился с ребятами, которые планируют обучение в ординатуре

24.07.2024

Ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ Александр Колсанов встретился с выпускниками университета, которые планируют продолжить свое обучение в ординатуре СамГМУ. Встреча прошла в «Точке кипения» СамГМУ в рамках Всероссийского студенческого выпускного, в котором в формате онлайн-трансляции приняло участие более 100 российских вузов. С этим событием всех российских выпускников поздравил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. «Помните, что в современном мире нужно постоянно учиться новому, всегда быть в курсе самых передовых решений в своей профессиональной сфере, уметь их внедрять и применять. Мы делаем всё, чтобы вы могли получить такой опыт еще в стенах вуза. Многие из вас смогли воплотить в жизнь свои стартап-идеи, поучаствовать в решении реальных инженерных задач и поработать вместе с учеными в лабораториях», — отметил министр. Из центральной студии выпускного к трансляции подключилась также заместитель Министра науки и высшего образования России Ольга Петрова. «Вы живете во времена колоссальных возможностей. Ими всегда характеризуется любая эпоха больших перемен. Поэтому не бойтесь выдумывать, творить и создавать. Помните альма-матер и педагогов-наставников, которые вкладывали в вас душу».

На площадке СамГМУ ректор Александр Колсанов пообщался в неформальной обстановке с выпускниками, напутствовал их в новый этап профессиональной карьеры и ответил на вопросы ребят.

Дмитрий Горшков, выпускник Института клинической медицины

— С апреля 2024 года ординаторы второго года обучения могут трудоустроиться в медучреждения как врачи — стажеры. Как это реализуется в Клиниках СамГМУ? Есть ли какие-то преимущества при поступлении в медучреждения для выпускников аспирантуры СамГМУ?

— Это отличное решение в первую очередь для первичного звена. Мы его, конечно, поддержали. Сейчас в Клиники СамГМУ уже 14 человек устроились в рамках этой программы. Это достаточно много, но потенциал гораздо выше. В другие медучреждения таким образом устроились 112 человек. Ребята трудятся на абсолютно официальных основаниях, у них идет стаж, они получают зарплату.

В этом году мы реализуем свою инициативу по запуску программы «ординатура + аспирантура». Это очень логичное и выверенное решение, хотя мы не первые в стране. Посудите сами: весь цикл обучения после университета, по сути, занимает 5 лет: ординатура 2 года, аспирантура 3 года. Это достаточно много. А скорости нашей жизни сегодня таковы, что значимы каждые полгода и даже месяцы. Объединение программ позволяет оптимизировать временные затраты. Ребята быстрее получают разностороннюю профессиональную подготовку, при этому программы выстраиваются так, чтобы не было задвоений. Специалисты, которые имеют профессию, проходят первичную специализированную аккредитацию и защищают кандидатскую, всегда будут востребованы. Не буду скрывать, мы рассматриваем этих ребят как для себя, в первую очередь, видим их на позиции ассистента доцента и многих других, такая потребность достаточно высока. Что касается трудоустройства аспирантов СамГМУ в целом — проблемы с этим точно нет, все специалисты успешно трудоустраиваются и строят свою карьеру в любимой профессии.

Валерия Артюх, студентка Института клинической медицины

— Каким образом построена образовательная программа для ординаторов и какие изменения планируются в ближайшее время?

— Это интересный трансформационный вопрос. Образование — это достаточно тонкая материя и к изменениям этой сферы мы подбирались очень осторожно в контексте общей трансформации университета. В последнее время образование претерпевает серьезные изменения, особенно это касается специалитета, о чем уже много раз рассказывали. Что касается ординатуры, мы также постоянно усовершенствуем программу. В прошлом году мы ввели позицию РОПа — руководителя образовательных программ, который отвечает за подготовку ординаторов по всем дисциплинам. В идеале РОП — это главный внештатный специалист министерства здравоохранения, который знает всю вертикаль, все потребности региона, разные параметры. Жду от РОПов максимальной интеграции в учебный процесс. Наша задачи обеспечить ординаторам максимум практики параллельно с теорией. Для этого на наших клинических базах мы закрепили ответственных — наиболее опытных наставников. Институт наставничества очень важен в большинстве сфер медицины. В хирургии, к примеру, без этого вообще никуда. Наставник должен научить, показать, поставить руку. Ребята будут больше заниматься в морге, кадаверном центре. Сейчас есть множество симуляционных решений и это отличное подспорье, но важно больше «работать руками», делать швы, завязывать. Мы поставили перед собой задачу усилить практику. Ребята, должны выпускаться с показателями высокой успеваемости и отличными навыками.

Ну и, конечно, все новые, актуальные инновационные решения нашего производства мы будем «упаковывать» в программу подготовки ординатуры. Чтобы наши ординаторы, выпускаясь и приходя на работу в разные клиники страны, в том числе популяризировали самые современные решения университета.

Ординатура СамГМУ должна стать топовой структурой. Есть идея привлекать к обучению лидеров мнений не только наших, но и других университетов, федеральных центров. На этих людей пойдут, у них захотят учиться, ведь это очень важно для врача.

Рушан Бибарсов, студент Института клинической медицины

— СамГМУ уделяет большое внимание проектной деятельности. Какие сегодня у нее перспективы и какие меры поддержки в рамках развития прикладных научных исследований осуществляет вуз?

— Действительно проектную деятельность мы поставили во главе угла, потому что умение управлять проектом, людьми, финансами, временем является ключевым во многих видах деятельности. И речь не только о конкретных проектах, но и о работе любой команды, кафедры, лаборатории. Сейчас в университете реализуется более ста проектов, которые наполнены финансами. Это продуктовые инновационные решения с большим потенциалом.

Что касается молодежи, большая деятельность ведется в рамках стартап-центра, «Точки кипения». Есть множество самых разных проектов: «Умник», «Старт», губернские гранты и премии, федеральные. Сейчас в СамГМУ развивается три акселерационные программы, лучшие проекты выходят на стратсовет с возможностью финансирования.

Ребята должны представить проект, защитить его, четко обозначая уникальность, цель, сроки, отработать все возражения. Этому всему мы обучаем. Мы очень надеемся на вашу вовлеченность. Развитие новые проектов — это KPI университета. За последние пять лет мы удвоили бюджет университета и поставили перед собой задачу к 2030 году еще его удвоить. Поэтому ждем, что в эту работу будут вливаться все новые ребята с перспективными и интересными проектами. Участвуйте, все реально!

Вероника Варламова, выпускник Института клинической медицины

— С 2021 года СамГМУ подтверждает статус ведущего вуза РФ и является одним из лидеров программы «Приоритет 2030». Какие изменения в образовательной программе затронут обучающихся?

— Недавно проходило собрание всероссийского Союза ректоров с участием более 1000 руководителей вузов со всей страны. На нем присутствовал заместитель председателя Правительства Дмитрий Чернышенко, который курирует высшее образование и науку. Было приятно, что в своем выступлении в контексте программы «Приоритет 2030», проекта Передовых инженерных школ, он первым назвал Самарский государственный медицинский университет.

До недавнего времени каждый базовый процесс в университете жил своей жизнью: образование, наука, инновации, клиническая деятельность. Сейчас мы интегрируем все эти направления так, что каждое усиливает другое. В течение двух лет мы разрабатывали новый, максимально отвечающий запросам времени образовательный продукт для специалитета. Он предусматривает раннюю профориентацию, ядерную программу. Наши студенты изучают философию, историю и другие дисциплины, направленные на постановку картины мира. Как правило, эти занятия проходят в кабинетах. Но сейчас мы будем внедрять идею посещения для занятий в музеях, галереях, театрах. Есть стремление посеять в ребятах зерна любви к культуре и искусству, разным мировоззренческим дисциплинам, расширять кругозор, насмотренность, добавлять в образование все то, что наполняет душу. Это важно для врачей.

С этого года для всех специальностей обучение будет поделено на ядерную программу и треки. Студенты первых трех курсов будут проходить активное погружение в профессиональную деятельность в рамках единой ядерной программы. А с четвертого курса пройдет разделение на треки, исходя из выбранной абитуриентом специальности. Будет и сквозное направление для всех — мы обучим компетенциям в области ИТ-медицины, управления качеством медпомощи, бережливым технологиям и развитию коммуникативных навыков. По итогам обучения выпускники смогут работать в первичном звене, при этом владея современными технологиями, необходимыми для профессиональной деятельности. Мы идем от потребностей стейкхолдеров, самих студентов.

В нашем вузе появилась новая кафедра — амбулаторно-поликлинической помощи с курсом телемедицины. Ее возглавил не просто преподаватель, а главный врач одной из сильнейших поликлиник в Самарской области. К.м.н, доцент Анна Дзюбайло точно знает, какой выпускник нужен современной системе первичного здравоохранения.

Для нас принципиально, чтобы в результате этой трансформации образовательного процесса врач был подготовлен лучше и эффективнее, в соответствии с запросами здравоохранения. Закончив наш вуз, каждый специалист будет владеть базовыми врачебными навыками и передовыми технологиями. Мы надеемся, что компетентностный профиль выпускника будет отчасти опережать требования времени, ведь при проектировании всех изменений мы опирались на свои прогнозы относительно того, какой будет отрасль через 6–7 и более лет. В любом случае, наши образовательные программы будут актуализироваться и дальше.

Иван Селищев, студент Института клинической медицины

— Неотъемлемой частью практической медицины является симуляционное обучение. В СамГМУ есть Аккредитационный симуляционный центр. Какие перспективы его развития?

— Наш аккредитационный симуляционный центр — один из ведущих центров второго уровня по категорийности. К нам прикреплены несколько регионов для первичной аккредитации. Сейчас наш центр по состоянию оснащения находится на очень высоком уровне. По сути он позволяет проводить аккредитацию по всем специальностям, включая, новые, такие как остеопатия, пластическая хирургия и другие. Что важно, часть оборудования центра разработана в СамГМУ. Более того, другие аккредитационные центры страны сегодня покупают наши разработки для своего оснащения. Кроме того, по приказу министра здравоохранения РФ Михаила Альбертовича Мурашко на базе СамГМУ создан Центр разработки и внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности. По сути, мы стали методологами в стране по разработке такого оборудования. уже есть хороший опыт в этом отношении. Совместно с Государственным научным центром дерматовенерологии и косметологии и его руководителем академиком РАН Алексеем Алексеевичем Кубановым мы создали тренажер с использованием виртуальной реальности. Уже прошли пилотные испытания, а со следующего года планируем его внедрить в первичную специализированную аккредитацию ординаторов по кожным и венерическим заболеваниям и дермо-косметологии. Технологии VR позволяют отработать алгоритмику, последовательность действий. Это сегодня незаменимо в обучении. Мы уже отметили для себя идеальное сочетание: наличие технологий AR/VR, кадаверного материала, стола «Пирогов» и в дальнейшем пациента. В этой логике мы получаем концепцию обучения.

Алена Колесникова, студентка Института клинической медицины

— Какие программы студенческого обмена сейчас существуют и каковы их перспективы?

— У нас есть ряд договоров по обмену студентами с университетами Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, они активно работают и планируем еще больше развивать это сотрудничество. Есть договоры и с мировым Союзом студентов, надеюсь, что со временем эти программы тоже возобновятся. В медицине очень важно расширять свои горизонты, смотреть как у других, внедрять у себя лучшие практики, модернизируя под себя идеи коллег, рассказывая им о своих возможностях и наработках.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях