Иммерсивная сторона СамГМУ: команда университета представила экспертный опыт по виртуальным технологиям на конгрессе РОСМЕДОБР

24.10.2024

Представители Самарского государственного медицинского университета Минздрава России приняли участие в круглом столе по теме «Иммерсивные технологии в образовании», который прошел в рамках III Ежегодного конгресса РОСМЕДОБР. СамГМУ сегодня занимает лидирующие позиции по производству продукции на основе технологий виртуальной и дополненной реальности.

Модератором круглого стола выступил руководитель Федерального центра компетенций по AR и VR на базе СамГМУ Юрий Скобелев.

«Иммерсивные технологии — это быстрорастущая область современных технологий. Сегодня они открывают большие перспективы для обучения, творчества и самовыражения. недрение иммерсивных технологий в образование — это дело времени,  — говорит Юрий Скобелев в перспективах инновационного направления. — Технологии расширенной реальности (XR)- это новый общий „зонтичный“ термин для всех иммерсивных технологий. Тех, которые уже есть сегодня: дополненная реальность (AR), виртуальная реальность (VR) и смешанная реальность (MR), а также тех, которые еще предстоит создать. Все иммерсивные технологии расширяют реальность, которую мы переживаем, либо смешивая виртуальный и „реальный“ миры, либо создавая опыт полного погружения. Недавнее исследование показало, что более 60% респондентов считают, что XR станет основным направлением уже в ближайшие пять лет. Ожидается, что к 2030 году рынок XR достигнет 209 миллиардов долларов. Это может означать, что реалии нашей жизни в 2030 году выйдут за рамки нашего воображения».

Как отметил Юрий Скобелев, обратная связь между спикерами и аудиторией во время работы секции наглядно показала, что практически все вузы готовы к использованию иммерсивных образовательных технологий на своих площадках.

В качестве участников секции СамГМУ представляли два спикера. Руководитель проектов Института инновационного развития СамГМУ Григорий Губарев выступил с докладом «Виртуальные технологии в образовании: от идеи к внедрению», студент второго курса магистратуры Передовой инженерной школы СамГМУ Александр Печорин представил доклад о технологиях виртуальной реальности в реабилитационной медицине и обучении на опыте ПИШ СамГМУ.

Аудиторию особенно заинтересовали вопросы безопасности. В частности, при ношении оборудования на основе иммерсивных технологий у некоторых людей может возникать проблема физиологического характера, которая проявляется в виде «побочных эффектов» таких, как тошнота, головокружение и дискомфорт.

«Такая реакция действительно иногда имеет место. Но, как правило, эти нюансы регулируются уменьшением продолжительности нахождения в очках виртуальной реальности (по данным некоторых авторов до 15–20 минут) и со временем люди привыкают к использованию иммерсивных технологий, оно становится более комфортным. Преимущества использования стоят того, чтобы попытаться проработать такие проблемы, проанализировать их с целью разработки действенных методических рекомендаций, направленных на минимизацию побочных проявлений, и повышения качества отработки практических навыков и алгоритмов в безопасных условиях в рамках образовательного процесса. Это позволит обучающимся быть готовыми к действиям в реальной ситуации, сопряженной с опасностью и необходимостью быстро принимать решения и действовать», — комментирует Юрий Скобелев. Он добавил, что в ПИШ СамГМУ уже разработали свою методику оценки физиологических особенностей обучающихся в процессе использования иммерсивных технологий при отработке практических навыков. От нее можно отталкиваться при выборе оптимальной тактики работы с иммерсивными тренажерами и сумуляторами.

Также дискуссия коснулась методики применения иммерсивных технологий. Участники обсуждали, где и какой из видов иммерсивных технологий лучше использовать в образовательном процессе: при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям или при проведении практических занятий, при тестировании или в процессе аккредитации.

В СамГМУ накоплен многолетний опыт создания VR-тренажеров, разработано и реализуется уже более двадцати востребованных продуктов. В учебном процессе активно применяются созданные в СамГМУ обучающие тренажеры для отработки различных навыков в виртуальной реальности — трахеостомии, осмотра глазного дна, оказания экстренной помощи, первой помощи на промышленных предприятиях и другие. Благодаря этому обучающиеся могут без вреда для пациентов многократно отрабатывать необходимые им навыки.

Также в СамГМУ производятся тренажеры для реабилитации пациентов после инсультов, при рассеянном склерозе, ДЦП и других заболеваниях, тренажеры для восстановления обоняния, для психодиагностики и другие. Также подготовлен отдельный аппаратно-программный комплекс МЭВИС, в который объединили все лучшие разработки.

В университете по инициативе министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко создан единственный в стране Федеральный центр компетенций по AR и VR.

Основные задачи федерального центра — координация деятельности образовательных организаций, подведомственных Минздраву РФ, по разработке цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов, тренажеров на основе технологий виртуальной и дополненной реальности, разработка рекомендаций к содержанию и технической составляющей, а также рекомендаций по доработке этих продуктов.

Кроме того, центр компетенций на базе СамГМУ сопровождает внедрение цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов и тренажеров на основе технологий виртуальной и дополненной реальности, используемых в образовательной деятельности организациями, подведомственными Минздраву РФ и многое другое.

Напомним, ректор СамГМУ, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ Александр Колсанов также посетил конгресс, выступив в панельной дискуссии о фронтирах медицинского образования, которая прошла в рамках торжественного открытия мероприятия.

В секции «Проекты по развитию кадров — от медицинских классов до целевой подготовки» с экспертным докладом выступила проректор по образовательной деятельности СамГМУ Юлия Мякишева. Она рассказала о компетентностном профиле обучающегося медицинского университета: от поступления до трудоустройства.

В работе конгресса также приняли участие магистранты ПИШ СамГМУ Никита Сулевич и Максим Санкович. Они получили возможность поучаствовать в уникальных дискуссионных сессиях и познакомиться с выступлениями экспертов.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях