24.10.2024
Представители Самарского государственного медицинского университета Минздрава России приняли участие в круглом столе по теме «Иммерсивные технологии в образовании», который прошел в рамках III Ежегодного конгресса РОСМЕДОБР. СамГМУ сегодня занимает лидирующие позиции по производству продукции на основе технологий виртуальной и дополненной реальности.
Модератором круглого стола выступил руководитель Федерального центра компетенций по AR и VR на базе СамГМУ Юрий Скобелев.
«Иммерсивные технологии — это быстрорастущая область современных технологий. Сегодня они открывают большие перспективы для обучения, творчества и самовыражения. недрение иммерсивных технологий в образование — это дело времени, — говорит Юрий Скобелев в перспективах инновационного направления. — Технологии расширенной реальности (XR)- это новый общий „зонтичный“ термин для всех иммерсивных технологий. Тех, которые уже есть сегодня: дополненная реальность (AR), виртуальная реальность (VR) и смешанная реальность (MR), а также тех, которые еще предстоит создать. Все иммерсивные технологии расширяют реальность, которую мы переживаем, либо смешивая виртуальный и „реальный“ миры, либо создавая опыт полного погружения. Недавнее исследование показало, что более 60% респондентов считают, что XR станет основным направлением уже в ближайшие пять лет. Ожидается, что к 2030 году рынок XR достигнет 209 миллиардов долларов. Это может означать, что реалии нашей жизни в 2030 году выйдут за рамки нашего воображения».
Как отметил Юрий Скобелев, обратная связь между спикерами и аудиторией во время работы секции наглядно показала, что практически все вузы готовы к использованию иммерсивных образовательных технологий на своих площадках.
В качестве участников секции СамГМУ представляли два спикера. Руководитель проектов Института инновационного развития СамГМУ Григорий Губарев выступил с докладом «Виртуальные технологии в образовании: от идеи к внедрению», студент второго курса магистратуры Передовой инженерной школы СамГМУ Александр Печорин представил доклад о технологиях виртуальной реальности в реабилитационной медицине и обучении на опыте ПИШ СамГМУ.
Аудиторию особенно заинтересовали вопросы безопасности. В частности, при ношении оборудования на основе иммерсивных технологий у некоторых людей может возникать проблема физиологического характера, которая проявляется в виде «побочных эффектов» таких, как тошнота, головокружение и дискомфорт.
«Такая реакция действительно иногда имеет место. Но, как правило, эти нюансы регулируются уменьшением продолжительности нахождения в очках виртуальной реальности (по данным некоторых авторов до 15–20 минут) и со временем люди привыкают к использованию иммерсивных технологий, оно становится более комфортным. Преимущества использования стоят того, чтобы попытаться проработать такие проблемы, проанализировать их с целью разработки действенных методических рекомендаций, направленных на минимизацию побочных проявлений, и повышения качества отработки практических навыков и алгоритмов в безопасных условиях в рамках образовательного процесса. Это позволит обучающимся быть готовыми к действиям в реальной ситуации, сопряженной с опасностью и необходимостью быстро принимать решения и действовать», — комментирует Юрий Скобелев. Он добавил, что в ПИШ СамГМУ уже разработали свою методику оценки физиологических особенностей обучающихся в процессе использования иммерсивных технологий при отработке практических навыков. От нее можно отталкиваться при выборе оптимальной тактики работы с иммерсивными тренажерами и сумуляторами.
Также дискуссия коснулась методики применения иммерсивных технологий. Участники обсуждали, где и какой из видов иммерсивных технологий лучше использовать в образовательном процессе: при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям или при проведении практических занятий, при тестировании или в процессе аккредитации.
В СамГМУ накоплен многолетний опыт создания
Также в СамГМУ производятся тренажеры для реабилитации пациентов после инсультов, при рассеянном склерозе, ДЦП и других заболеваниях, тренажеры для восстановления обоняния, для психодиагностики и другие. Также подготовлен отдельный
В университете по инициативе министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко создан единственный в стране Федеральный центр компетенций по AR и VR.
Основные задачи федерального центра — координация деятельности образовательных организаций, подведомственных Минздраву РФ, по разработке цифровых
Кроме того, центр компетенций на базе СамГМУ сопровождает внедрение цифровых
Напомним, ректор СамГМУ, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ Александр Колсанов также посетил конгресс, выступив в панельной дискуссии о фронтирах медицинского образования, которая прошла в рамках торжественного открытия мероприятия.
В секции «Проекты по развитию кадров — от медицинских классов до целевой подготовки» с экспертным докладом выступила проректор по образовательной деятельности СамГМУ Юлия Мякишева. Она рассказала о компетентностном профиле обучающегося медицинского университета: от поступления до трудоустройства.
В работе конгресса также приняли участие магистранты ПИШ СамГМУ Никита Сулевич и Максим Санкович. Они получили возможность поучаствовать в уникальных дискуссионных сессиях и познакомиться с выступлениями экспертов.