Директор Центра психологии СамГМУ рассказала о природе возникновения буллинга

26.11.2024

Буллинг — довольно распространенная проблема, об этом свидетельствует недавний опрос среди россиян, проведенный ВЦИОМ. Согласно ему, более трети жителей страны знакомы с буллингом не понаслышке, в том числе каждый четвертый ответил, что сам сталкивался с травлей в школе. О том, почему возникает такое явление, как буллинг, и как дать отпор обидчикам, рассказывает Директор Центра психологии СамГМУ Елена Мазанкина.

Под буллингом понимается систематическое и преднамеренное причинение вреда человеку, которое может проявляться в различных формах. По словам психолога, буллинг бывает физический, вербальный, социальный, психологический и даже виртуальный — его называют кибербуллингом.

Физический буллинг включает в себя физическое насилие: толкания, удары или другие виды агрессии. Вербальный буллинг проявляется через оскорбления, насмешки, унижения или угрозы, которые могут глубоко ранить психику жертвы. Социальный буллинг заключается в манипуляции социальными отношениями, когда агрессор изолирует жертву от группы, распускает сплетни или создает конфликтные ситуации. Кибербуллинг — современная форма буллинга, происходящая в интернете. Сюда относятся оскорбительные сообщения, преследование через социальные сети или распространение конфиденциальной информации без согласия жертвы. Психологический буллинг включает в себя манипуляции, запугивание, шантаж или другие формы эмоционального насилия, которые могут вызвать у жертвы чувство страха или неуверенности.

Есть и такое понятие, как моббинг — это форма буллинга, которая происходит в профессиональной среде. Она может включать в себя унижение, игнорирование, распространение слухов или другие действия, которые направлены на дискредитацию коллеги.

«Все эти формы буллинга наносят огромный ущерб эмоциональному и психическому состоянию человека, вызывая чувства беспомощности, одиночества и депрессии, — говорит Елена Мазанкина. — При этом жертвой буллинга может стать кто угодно — нет единого типа личности, который бы всегда становился мишенью для агрессоров. Однако некоторые характеристики и черты личности могут сделать людей более уязвимыми к буллингу. Например, этому больше подвержены люди с низкой самооценкой, так как они могут не верить в свои силы и не защищать себя. Таких людей агрессоры воспринимают как легкую мишень. Те, кто испытывает трудности в общении и взаимодействии с другими, тоже более уязвимы — они меньше способны устанавливать дружеские связи и могут находиться в изоляции. Люди, которые воспринимают критику особенно остро, рискуют стать жертвами буллинга, так как агрессоры могут использовать это в своих интересах, чтобы вызвать у них стресс и страдания. Те, кто не имеет крепких социальных связей или друзей, могут стать жертвами буллинга, так как им будет сложнее получить поддержку и защиту от окружающих».

Жертвой агрессоров могут также стать люди, которые выделяются из толпы по внешнему виду, стилю одежды, национальности или другим признакам. Более уязвим к буллингу человек, обладающий высокой эмпатией и добротой — агрессоры могут использовать его доброту в своих интересах и манипулировать им. Люди, которые не уверены в своих способностях или часто сомневаются в своих решениях, могут быть более подвержены буллингу, так как агрессоры могут видеть в них слабость.

«Важно понимать, что буллинг — это не вина жертвы, подчеркивает Елена Мазанкина. — Агрессоры используют различные факторы для выбора своих мишеней, и их действия не оправданы. Буллинг, как явление, зарождается в глубоком внутреннем мире агрессора, часто коренящемся в незавершенных процессах личностного формирования. Проявления агрессии могут быть следствием внутренней неуверенности, низкой самооценки или неразрешенных конфликтов, которые человек проносит через свою жизнь. Вместо того, чтобы справляться с этими внутренними демонами, агрессоры используют буллинг как способ самоутверждения, пытаясь создать ощущение власти и контроля над окружающими. Некоторые агрессоры могут иметь низкий уровень эмпатии, что затрудняет понимание последствий своих действий для других. Это может позволить им игнорировать страдания жертвы и продолжать свое поведение».

Психолог отмечает, что люди, склонные к агрессивному поведению, зачастую чувствуют свою изоляцию, страх и неуверенность, и это побуждает их искать способы компенсировать свои чувства. Их действия могут быть вызваны желанием быть принятыми в определенной социальной среде, где проявление силы и доминирования считается нормой. Таким образом буллинг становится неосознанным механизмом защиты, который сказывается на жертвах.

«В ситуациях буллинга важно помнить, что вы не одиноки, — говорит Елена Мазанкина. — Первым шагом следует проанализировать поведение агрессора: можете ли вы игнорировать его провокации? Часто невнимание становится лучшим отпором. Агрессоры часто ищут реакцию, и невозмутимость может уменьшить их интерес. Однако, если ситуация становится невыносимой, стоит обратиться за поддержкой. Поговорите с доверенным взрослым — учителем или школьным психологом, их роль заключается в том, чтобы помочь вам справиться с конфликтами».

Также психолог советует обязательно привлечь к решению проблемы родителей, которые могут оказать необходимую поддержку. О ситуации нужно сообщить учителям или школьной администрации — школы обязаны реагировать на случаи буллинга и обеспечивать безопасную среду для всех учащихся.

Если буллинг продолжается, можно обратиться в специализированные организации, которые регламентируют работу образовательных учреждений. Также можно позвонить на горячие линии, где квалифицированные специалисты дадут совет и окажут поддержку.

«Главное — помнить, что ваш голос важен, — говорит психолог. — Защитите себя, проявляя уверенность и не позволяя другим манипулировать вами. Вы имеете право на безопасное окружение, свободное от травли».

Присоединяйтесь к нам в соцсетях