04.06.2025
Директор Института
— В СамГМУ традиционно приезжают поступать ребята из десятков разных регионов страны. Кажется, теперь у них появилось больше оснований для этого, ведь университет сформировал особенную, максимально персонифицированную образовательную модель под каждого студента?
— Абсолютно! Каждая образовательная программа в нашем университете теперь
— Как вы это видите, откуда вообще возникла необходимость пересматривать подход к обучению? С чего всё началось?
— Каждый из нас следит за новостями, общается с молодежью, видит, как быстро меняется мир. У многих сотрудников университета есть дети как раз того возраста, когда пора поступать в вуз. Современные ребята приходят с четким запросом: они точно знают, чего хотят от университета. Ключевой драйвер перемен — это сами абитуриенты. И мы отлично понимаем: современные реалии требуют от нас гибкости — особенно в сфере образования. Ведь именно оно формирует не только будущее конкретного человека, но и общества в целом.
В СамГМУ сильны традиции, устоявшиеся научные школы — это наш фундамент. Наш преподавательский состав, безусловно, опытный, но мы не можем игнорировать новое поколение. Сегодня очевидно, что пришло время новых подходов. И в процессе работы над образовательными программами преподаватели снова почувствовали себя учениками, открыли для себя новые форматы, заново учились слушать, слышать студентов. И это, пожалуй, самое ценное. Ведь образование — это диалог, а не монолог.
Для ребят мы должны стать не просто наставниками, носителями знаний, но и партнерами. Важно говорить на одном языке. Обновленные программы как раз помогают нам лучше понимать студентов и делать образование более актуальным. И самое важное — теперь образование в СамГМУ строится вокруг запроса самих студентов, а не устаревших шаблонов.
— Как проходила работа над новыми программами? Были ли неожиданные открытия?
— Это был интенсивный и очень творческий процесс. Идеи рождались мгновенно — в групповых обсуждениях, во время мозговых штурмов. Иногда решения казались невероятными, но именно они и стали основой для изменений.
Ректор лично участвовал в этом процессе: присутствовал на защитах проектов, следил за прогрессом, давал рекомендации. В итоге каждая специальность получила свою траекторию развития, но все они теперь работают в единой, современной парадигме. Мы работали в режиме жестких дедлайнов, но результат того стоил. Произошла системная трансформация на всех уровнях. Благодаря этому в прошлом учебном году мы впервые внедрили
Ее суть в том, что на начальном этапе все студенты, независимо от специальности, проходят единый базовый курс. Это помогает плавно адаптироваться к сложностям медицинского образования, получить универсальную междисциплинарную подготовку, познакомиться с разными направлениями перед выбором специализации. А после 3–4 курса (в зависимости от специальности) программа разделяется на треки — индивидуальные образовательные траектории. Здесь студент выбирает направление, ориентируясь на свои интересы, способности (мы даем персональные рекомендации на основе успеваемости), карьерные цели.
К примеру, будущий врач может углубиться в хирургию или, скажем, генетику, а
Треки значительно разнообразили учебный процесс. Они направлены на подготовку молодых специалистов с углубленными знаниями и навыками.
Треки необходимы для интеграции специальных дисциплин и привлечения экспертов из других организаций, которые могут поделиться новыми знаниями и опытом. Это позволяет студентам четко видеть свою образовательную траекторию и избегать неопределенности в выборе направления.
— Почему это важно?
— Когда не было настолько индивидуализированного подхода, периодически некоторые ребята осознавали, что ошиблись с выбором. И это становилось понятно только после начала работы. Сейчас мы минимизируем такие риски: студенты пробуют разные направления еще в учебе и принимают осознанные решения.
— Как это работает в вашем институте? Например, для клинических психологов и кибернетиков?
— Даже у таких разных специальностей, как клиническая психология и медицинская кибернетика, есть общая основа — например, профильная математика. Это не случайно: исторически многие выдающиеся психологи начинали как математики или инженеры.
В нашей новой системе базовый блок включает дисциплины, полезные для обеих профессий (анализ данных, основы нейронаук). Разделение на треки же позволяют психологам углубиться в когнитивные науки или цифровую терапию, а кибернетикам — в разработку медтехнологий.
При этом кибернетики изучают и клиническую психологию, а клин психологи — основы кибернетики. Мы создаем не просто специалистов, а гибких профессионалов, которые понимают смежные области, умеют работать в междисциплинарных командах и при этом осознанно выбирают карьерный путь.
— Как эти две специальности взаимодействуют в вашем институте?
— Хотя кибернетики и психологи — очень разные ребята, у них много точек соприкосновения. Мы активно развиваем совместные проекты: кибернетики создают ПО для психологических исследований, психологи помогают тестировать интерфейсы медицинских систем. Обе группы проходят практику в Передовой инженерной школе СамГМУ. Например, кибернетик может разрабатывать алгоритм для анализа депрессии, а психолог — валидировать его на реальных пациентах.
— Многие абитуриенты удивляются, когда узнают, что психологам и кибернетикам в вашем институте нужно глубоко знать математику. Не кажется ли это избыточным?
— Да, это частый вопрос! На первый взгляд кажется нелогичным: «Я хочу помогать людям — при чем здесь формулы?» Но современная психология — это не только беседы и эмпатия. Клиническим психологам математика нужна для обработки данных исследований (статистика), построения моделей поведения пациентов, работы с цифровыми инструментами (например,
В медицинской кибернетике математика — основа профессии. Здесь это, конечно, более ожидаемо, ведь мед кибернетики должны создавать алгоритмы ИИ для диагностики, проводить анализ больших данных в медицине, моделирование биологических процессов.
Не надо бояться математики! Мы научим ее применять в реальных задачах. А если почувствуете, что ошиблись с треком, всегда можно скорректировать траекторию.
— Расскажите о треках для медицинских кибернетиков — специальности, название которой звучит очень необычно. Как студенты выбирают специализацию?
— Это происходит после
— В чем уникальность ваших кибернетиков?
— Вообще кибернетики, а тем более специализированно медицинские — это «штучные» специалисты, они говорят на языках медицины и IT, могут быть связующим звеном между врачами и технарями, работают с ИИ, биосигналами, медроботами. Вообще подобных программ в России всего 9, а наша — единственная с треками и упором на клиническое применение.
— Что бы вы пожелали вашим будущим абитуриентам и студентам?
— Всем пожелаю здоровья, безусловно. Пожелаю сил, потому что и морально, и физически наша с вами работа требует полного погружения и включения. А еще я пожелаю следующего. Мир меняется вокруг нас, но лучше менять мир самим. Меняйте сами, меняйте жизнь, меняйте реальность вокруг себя. И всем нам мира!