Приемка-2025. Директор Института социально-гуманитарного и цифрового развития медицины СамГМУ Елена Захарова: «Образование — это диалог, а не монолог»

04.06.2025

Директор Института социально-гуманитарного и цифрового развития медицины СамГМУ, заведующая кафедрой общей и клинической психологии, д.п.н. Елена Захарова в интервью в рубрике «Приемка 2025» рассказала о новых подходах к образованию в институте, для чего нужна математика клиническому психологу и в чем уникальность специальности «медицинская кибернетика»

— В СамГМУ традиционно приезжают поступать ребята из десятков разных регионов страны. Кажется, теперь у них появилось больше оснований для этого, ведь университет сформировал особенную, максимально персонифицированную образовательную модель под каждого студента?

— Абсолютно! Каждая образовательная программа в нашем университете теперь по-настоящему уникальна — аналогов нет ни в одном другом вузе, потому что мы сами пересобрали все полностью для наших студентов. И теперь абитуриент, выбирая любую специальность в СамГМУ, может быть уверен: такого подхода к обучению он больше нигде не найдет.

— Как вы это видите, откуда вообще возникла необходимость пересматривать подход к обучению? С чего всё началось?

— Каждый из нас следит за новостями, общается с молодежью, видит, как быстро меняется мир. У многих сотрудников университета есть дети как раз того возраста, когда пора поступать в вуз. Современные ребята приходят с четким запросом: они точно знают, чего хотят от университета. Ключевой драйвер перемен — это сами абитуриенты. И мы отлично понимаем: современные реалии требуют от нас гибкости — особенно в сфере образования. Ведь именно оно формирует не только будущее конкретного человека, но и общества в целом.

В СамГМУ сильны традиции, устоявшиеся научные школы — это наш фундамент. Наш преподавательский состав, безусловно, опытный, но мы не можем игнорировать новое поколение. Сегодня очевидно, что пришло время новых подходов. И в процессе работы над образовательными программами преподаватели снова почувствовали себя учениками, открыли для себя новые форматы, заново учились слушать, слышать студентов. И это, пожалуй, самое ценное. Ведь образование — это диалог, а не монолог.

Для ребят мы должны стать не просто наставниками, носителями знаний, но и партнерами. Важно говорить на одном языке. Обновленные программы как раз помогают нам лучше понимать студентов и делать образование более актуальным. И самое важное — теперь образование в СамГМУ строится вокруг запроса самих студентов, а не устаревших шаблонов.

— Как проходила работа над новыми программами? Были ли неожиданные открытия?

— Это был интенсивный и очень творческий процесс. Идеи рождались мгновенно — в групповых обсуждениях, во время мозговых штурмов. Иногда решения казались невероятными, но именно они и стали основой для изменений.

Ректор лично участвовал в этом процессе: присутствовал на защитах проектов, следил за прогрессом, давал рекомендации. В итоге каждая специальность получила свою траекторию развития, но все они теперь работают в единой, современной парадигме. Мы работали в режиме жестких дедлайнов, но результат того стоил. Произошла системная трансформация на всех уровнях. Благодаря этому в прошлом учебном году мы впервые внедрили по-настоящему прорывную модель обучения — «ядерную программу».

Ее суть в том, что на начальном этапе все студенты, независимо от специальности, проходят единый базовый курс. Это помогает плавно адаптироваться к сложностям медицинского образования, получить универсальную междисциплинарную подготовку, познакомиться с разными направлениями перед выбором специализации. А после 3–4 курса (в зависимости от специальности) программа разделяется на треки — индивидуальные образовательные траектории. Здесь студент выбирает направление, ориентируясь на свои интересы, способности (мы даем персональные рекомендации на основе успеваемости), карьерные цели.

К примеру, будущий врач может углубиться в хирургию или, скажем, генетику, а студент-кибернетик — в ИИ для медицины или биоинформатику.

Треки значительно разнообразили учебный процесс. Они направлены на подготовку молодых специалистов с углубленными знаниями и навыками.

Треки необходимы для интеграции специальных дисциплин и привлечения экспертов из других организаций, которые могут поделиться новыми знаниями и опытом. Это позволяет студентам четко видеть свою образовательную траекторию и избегать неопределенности в выборе направления.

— Почему это важно?

— Когда не было настолько индивидуализированного подхода, периодически некоторые ребята осознавали, что ошиблись с выбором. И это становилось понятно только после начала работы. Сейчас мы минимизируем такие риски: студенты пробуют разные направления еще в учебе и принимают осознанные решения.

— Как это работает в вашем институте? Например, для клинических психологов и кибернетиков?

— Даже у таких разных специальностей, как клиническая психология и медицинская кибернетика, есть общая основа — например, профильная математика. Это не случайно: исторически многие выдающиеся психологи начинали как математики или инженеры.

В нашей новой системе базовый блок включает дисциплины, полезные для обеих профессий (анализ данных, основы нейронаук). Разделение на треки же позволяют психологам углубиться в когнитивные науки или цифровую терапию, а кибернетикам — в разработку медтехнологий.

При этом кибернетики изучают и клиническую психологию, а клин психологи — основы кибернетики. Мы создаем не просто специалистов, а гибких профессионалов, которые понимают смежные области, умеют работать в междисциплинарных командах и при этом осознанно выбирают карьерный путь.

— Как эти две специальности взаимодействуют в вашем институте?

— Хотя кибернетики и психологи — очень разные ребята, у них много точек соприкосновения. Мы активно развиваем совместные проекты: кибернетики создают ПО для психологических исследований, психологи помогают тестировать интерфейсы медицинских систем. Обе группы проходят практику в Передовой инженерной школе СамГМУ. Например, кибернетик может разрабатывать алгоритм для анализа депрессии, а психолог — валидировать его на реальных пациентах.

— Многие абитуриенты удивляются, когда узнают, что психологам и кибернетикам в вашем институте нужно глубоко знать математику. Не кажется ли это избыточным?

— Да, это частый вопрос! На первый взгляд кажется нелогичным: «Я хочу помогать людям — при чем здесь формулы?» Но современная психология — это не только беседы и эмпатия. Клиническим психологам математика нужна для обработки данных исследований (статистика), построения моделей поведения пациентов, работы с цифровыми инструментами (например, нейрофидбек-системами). Без этого невозможно провести достоверное исследование или разработать эффективную методику терапии.

В медицинской кибернетике математика — основа профессии. Здесь это, конечно, более ожидаемо, ведь мед кибернетики должны создавать алгоритмы ИИ для диагностики, проводить анализ больших данных в медицине, моделирование биологических процессов.

Не надо бояться математики! Мы научим ее применять в реальных задачах. А если почувствуете, что ошиблись с треком, всегда можно скорректировать траекторию.

— Расскажите о треках для медицинских кибернетиков — специальности, название которой звучит очень необычно. Как студенты выбирают специализацию?

— Это происходит после 3-го курса. Ребятам предлагается выбрать свой из следующих треков: искусственный интеллект в медицине — машинное обучение для диагностики; системный анализ — управление медтехникой и процессами; биомедицинская кибернетика — моделирование физиологических систем. Но при этом 75% дисциплин — общие, 25% — углубленные модули по треку. Это позволяет сохранить фундамент, но дать индивидуальную траекторию.

— В чем уникальность ваших кибернетиков?

— Вообще кибернетики, а тем более специализированно медицинские — это «штучные» специалисты, они говорят на языках медицины и IT, могут быть связующим звеном между врачами и технарями, работают с ИИ, биосигналами, медроботами. Вообще подобных программ в России всего 9, а наша — единственная с треками и упором на клиническое применение.

— Что бы вы пожелали вашим будущим абитуриентам и студентам?

— Всем пожелаю здоровья, безусловно. Пожелаю сил, потому что и морально, и физически наша с вами работа требует полного погружения и включения. А еще я пожелаю следующего. Мир меняется вокруг нас, но лучше менять мир самим. Меняйте сами, меняйте жизнь, меняйте реальность вокруг себя. И всем нам мира!

Присоединяйтесь к нам в соцсетях