СамГМУ поделился опытом трансформации образовательных программ с Сургутским государственным университетом

24.03.2025

В Самарском государственном медицинском университете Минздрава России (СамГМУ) прошла стажировка представителей Сургутского государственного университета (СурГУ). Основной целью визита стало изучение опыта СамГМУ в пересборке образовательных программ специалитета для продолжения реализации собственного трансформационного проекта и обучения команды перемен.

В состав делегации СурГУ вошли проректор по развитию Валерия Безуевская, проректор по учебно-теоретической работе Елена Коновалова и директор медицинского института Людмила Коваленко. Также в стажировке участвовали руководители образовательных программ по лечебному делу и педиатрии, представители кафедр, доценты и старшие преподаватели, непосредственно занимающиеся образовательным процессом.

Открыл стажировку ректор СамГМУ, профессор РАН, заслуженный деятель наук РФ Александр Колсанов. Он рассказал о том пути, который уже пройден СамГМУ к модели медицинского технологического университета, об успехах по базовым процессам, протекающим в вузе.

«Именно в переменах кроется потенциал для роста и развития. Когда мы встали на путь масштабной трансформациями, перед нами открылись новые возможности и начались изменения, которые сделали нас сильнее и эффективнее, — отметил Александр Колсанов. — Ключевое институциональное преобразование — новая образовательная модель СамГМУ. Ее цель — разработка новых образовательных программ и технологий, спроектированных под запрос стейкхолдеров, работодателей. Наши программы имеют принципиально новую для медицинского образования структуру: состоят из ядерной части, общей для всех специальностей, и индивидуализацию по направлениям „врач первичного звена“, „врач с дальнейшей специализацией“, „исследования и разработки“. Сквозными являются курсы по формированию цифровых компетенций, знаний в области управления качеством медицинской помощи, бережливым технологиям. В процессе двухлетнего процесса трансформации образовательных программ мы убедились, что каждое новое решение — это шаг вперед, возможность для улучшения и внедрения передовых технологий будущего в нашу практику уже сегодня».

Проректор по образовательной деятельности СамГМУ Юлия Мякишева рассказала, что предварительно были проведены видеоконференции с коллегами, на которых в общих чертах обсудили опыт трансформации образовательной деятельности университета. «Мы рассказали о наших образовательных программах, о новой уникальной ядерно-трековой структуре, о том, как мы движемся к модели медицинского технологического университета, — отметила она. — В ходе этих дистанционных встреч сургутские коллеги проявили интерес к конкретике механизма реализации масштабной трансформации образования. Так возникло желание пройти стажировку на базе СамГМУ, что и было реализовано».

В ходе стажировки участники делегации погрузилась в глубокие процессы проектирования учебных планов и рабочих программ, а также взаимодействия между различными образовательными структурами. Коллеги проявили интерес к вопросам приемной кампании, работы с целевыми студентами и политики управления человеческим капиталом.

В программу обучения вошли такие конкретные разделы, как ядерная и трековая части образовательной программы; виды треков и схема их формирования; механизм отбора студентов на треки; проектная деятельность; механизм вовлечения студентов в технологическое предпринимательство; механизмы внедрения научных (инновационных) разработок университета в учебный процесс студентов; механизмы привлечения студентов к выполнению задач стратегических проектов университета, технологии разработки и применения в учебном процессе электронных учебных курсов, технологии симуляционного обучения и их включение в дисциплины, образовательные технологии, применяемые при работе со студентами-должниками, механизм адаптации новых сотрудников и работа наставников и многие другие.

«Это был наш первый опыт проведения подобных стажировок на рабочем месте в качестве обучающего методологического центра. И мы стремились максимально подробно рассказать обо всех процессах, поделиться как успешными наработками, так и сложностями, с которыми сталкивались», — добавила проректор.

Специалисты СамГМУ рассказали о глубокой механике программы трансформации. Была организована работа в группах в плотном взаимодействии с руководителями образовательных программ, с руководителями треков исследований и разработки, врач первичного звена, и врач с дальнейшей специализации. Ознакомившись с теоретической информацией, коллеги занимались изучением конкретных учебных планов, распределения учебных часов, механизмов формирования содержательно-логических связей и других нюансов, отличающих новые образовательные программы. Сургутские коллеги активно участвовали в мозговых штурмах, продумывая и обсуждая, как готовые решения СамГМУ использовать и адаптировать под свои потребности. Специалисты СамГМУ, прошедшие большой путь трансформационной проектной деятельности на протяжении двух с половиной лет, давали предметные советы, учитывая специфику запросов коллег.

В результате стажировки у делегации возникло желание и потребность продолжить перенимать опыт в ходе подобных визитов в будущем. В частности, в сфере интересов такие направления, как организация молодежного инновационного творчества, научно-исследовательская деятельность в сфере биотехнологий и персонифицированной медицины и другие.

Представители Сургутского университета отметили, что стажировка и опыт, полученный в результате взаимодействия с коллегами из СамГМУ, вдохновили их на дальнейшие изменения.

Визит гостей из Сургута включал также экскурсионную часть. Они познакомились с Клиниками СамГМУ, в том числе побывали в цифровой операционной, посетили Институт инновационного развития, Центр серийного производства и другие учреждения, входящие в структуру СамГМУ. Делегация высоко оценила уровень научной и инновационный потенциал университета. Коллеги отметили, что в ходе визита смогли убедиться в том, чтоклассическое медицинское образование может успешно сочетаться с новыми технологиями.

Визит делегации из Сургутского университета стал важным шагом в укреплении сотрудничества между учебными заведениями и обмене опытом в области медицинского образования. Участники стажировки уехали с новыми знаниями и идеями, готовыми к внедрению изменений в своих образовательных программах.

В СамГМУ отмечают, что подобные стажировки войдут в перечень услуг СамГМУ и будут доступны для всех желающих изучить опыт трансформации образовательных программ в соответствии с требованиями времени. Это открывает дополнительные возможности для обмена опытом и повышения квалификации специалистов в области медицинского образования.

От рабочей группы СурГУ по трансформации ОП «Педиатрия»:

Коллектив кафедры детских болезней Медицинского института СурГУ выражает благодарность администрации и коллективу СамГМУ за теплый приём и продуктивную работу в рамках цикла повышения квалификации «Трансформация образовательных программ специалитета».

Команда СамГМУ честно и открыто поделилась знаниями о передовых подходах к составлению образовательной программы по специальности «Педиатрия». Развитая клиническая, научная и производственная база СамГМУ служит ярким примером и стимулирует коллектив для дальнейшего развития. Разработанные в СамГМУ треки образовательной программы «Педиатрия» создают условия для ранней адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности по разным направлениям. Тесное взаимодействие с представителями работодателей позволяет приблизить практическую подготовку к реальной деятельности врача-педиатра.

В рамках обучающих семинаров нам, на наглядных материалах, продемонстрировали методику полной трансформации образовательной программы в рамках ядерно-трековой модели, поделились преимуществами и сложностями работы. Наша педиатрическая рабочая группа «взяла на вооружение» применяемые в СамГМУ подходы и будет адаптировать их под реалии «классического» университета.

От рабочей группы СурГУ по трансформации ОП «Лечебное дело»:

Коллектив кафедры внутренних болезней Медицинского института СурГУ искренне благодарит руководство СамГМУ за прекрасно продуманный и организованный цикл повышения квалификации «Трансформация образовательных программ специалитета». Идеи необходимости трансформации компетентностной модели выпускника медицинского ВУЗа в соответствии с изменением системы здравоохранения и требований работодателей активно обсуждаются в медицинской среде. СамГМУ продемонстрировал мощный флагманский уровень системной перестройки всей структуры образовательных и управленческих технологий. Мы оценили огромный труд администрации и коллектива по созданию принципиально новой модели обучения в медицинском университете, где гармонично сочетается классический формат образования, новейшие инновации, динамично развивающееся производство, яркая научная деятельность, продуманная цифровизация и симуляционные технологии. Коллектив СамГМУ своими личными качествами и практическими наработками безусловно вдохновляет на собственное совершенствование и помогает находить ответы на множество сложных практических вопросов по проектированию образовательных программ. Желаем СамГМУ дальнейшего устойчивого развития и новых достижений!

Присоединяйтесь к нам в соцсетях