Более 1600 студентов СамГМУ прошли профессиональную переподготовку в области ИТ в медицине

29.07.2025

В Самарском государственном медицинском университете Минздрава России (СамГМУ) прошло торжественное вручение дипломов выпускникам программы профессиональной переподготовки «Цифровая инженерия в здравоохранении» за 2024–2025 учебный год. Программа направлена на формирование цифровых компетенций, необходимых для создания алгоритмов и программного обеспечения, применяемого в медицинской практике. Обучение проводится в рамках проекта «Цифровая кафедра» государственной программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», цель которого — подготовка высококвалифицированных кадров с цифровыми навыками для приоритетных отраслей экономики.

В СамГМУ программа реализуется уже третий год. За это время университет подготовил и выпустил более 1600 слушателей для сферы проектно-исследовательской деятельности в области информационных технологий. Большую часть из них составляют выпускники текущего учебного года.

«Данная программа профессиональной переподготовки очень актуальна и находится в общем русле стратегии цифровой трансформации сферы здравоохранения, где четко прослеживаются тренды, связанные с анализом больших данных и внедрением искусственного интеллекта, — отметила проректор по образовательной деятельности СамГМУ, д.м.н. Юлия Мякишева. — Соответственно, сбор и обработка цифровых данных о пациентах, умение использовать специализированное программное обеспечение, умение находить закономерности и зависимости являются важными навыками будущего современного врача. Конечно, полученных результатов было бы невозможно достигнуть без наших индустриальных партнеров из сферы информационных технологий. Мы очень ценим их поддержку и экспертное участие в реализации мероприятий университета».

С напутственными словами к выпускникам обратились представители IT-компаний — многолетних партнеров СамГМУ.

«Сегодняшний мир стремительно меняется, и цифровые технологии становятся неотъемлемой частью медицины, открывая новые горизонты для улучшения качества диагностики, лечения и поддержки пациентов. Ваши знания и навыки, полученные в ходе обучения, станут ключевыми инструментами для успешной реализации этих инноваций, — напутствовал выпускников директор по развитию ООО „Ай-Сис Лабс“ — одной из ведущих компаний по разработке высокотехнологичного заказного и тиражируемого программного обеспечения Аркадий Золотовицкий. — Мы рады, что имеем возможность сотрудничать с вашим университетом и поддерживать специалистов, готовых решать сложнейшие задачи цифровой трансформации здравоохранения. Ваша энергия, компетенции и ответственность — залог создания эффективных и надежных решений, которые помогут сделать медицину более доступной, точной и персонализированной. Желаю вам уверенности в своих силах, постоянного профессионального роста и вдохновения на пути внедрения передовых технологий во благо здоровья каждого человека».

Также выпускников поприветствовал заместитель директора по продвижению компании ООО «Открытый код», являющейся участником Ассоциации содействия распространению технологий искусственного интеллекта в публичном секторе, Сергей Буряшкин:

«Цифровая инженерия в здравоохранении — это не просто специальность, это миссия, и вы — первопроходцы, те, кто создает будущее уже сегодня. Ваши навыки нужны, чтобы делать здравоохранение точнее, доступнее, безопаснее. Искусственный интеллект, большие данные, телемедицина, умные диагностические системы — все это теперь ваши инструменты для спасения жизни и для улучшения ее качества, — отметил он. — Компания „Открытый код“ рассчитывает на ваше участие в наших проектах цифрового здравоохранения, телемедицины и систем поддержки принятия врачебных решений в написании технических заданий и технических проектов, разработке отдельных модулей программного обеспечения на современных языках программирования и внедрении программного обеспечения на практике. Ваши проекты, исследования и аттестационные работы — это первые шаги к реальным изменениям в отрасли».

Проект «Цифровая кафедра» реализуется на базе кафедры медицинской физики, математики и информатики СамГМУ, что позволяет студентам с первых же дней обучения погружаться в современную повестку внедрения передовых информационных решений в отрасль здравоохранения. Комплексный подход к обучению, сочетание теории и практики в области информационных систем, искусственного интеллекта и аналитики данных, позволяет будущим врачам эффективно адаптироваться к цифровой трансформации здравоохранения.

«Область цифровой инженерии в здравоохранении находится на переднем крае науки и техники, соединяя глубокие знания информационных технологий с практическими задачами медицины. Полученные вами знания и навыки станут крепкой основой для внедрения инновационных технологий, способных повысить качество и эффективность медицинской помощи. Убежден, что ваш профессионализм и стремление к постоянному развитию помогут не только решать актуальные вызовы современной медицины, но и предвосхищать их, создавая новые стандарты цифровых решений в здравоохранении», — подчеркнул заведующий кафедрой медицинской физики, математики и информатики СамГМУ, д.т.н. Олег Головнин. Он также отметил, что освоение цифровых компетенций обучающимися по медицинским специальностям соответствует общим стратегическим целям развития университета и его трансформации в медицинский технологический университет.

На протяжении 9 месяцев обучающиеся программы профессиональной переподготовки «Цифровая инженерия в здравоохранении» имели возможность развивать навыки межотраслевой коммуникации при участии в междисциплинарных проектах, нацеленных на повышение эффективности операционных процессов, как персонализировано отдельных медицинских специальностей, так и медицинских организаций в целом.

«Формируемые цифровые компетенции у современных медицинских работников в будущем позволят им наилучшим образом интегрироваться в современную цифровую медицинскую инфраструктуру, эффективно использовать передовые технологии и обеспечивать высококачественную, персонализированную медицинскую помощь, — подчеркнул руководитель проекта „Цифровая кафедра“ СамГМУ, к.э.н. Олег Немчинов. — Программа обучения ежегодно обновляется в соответствии с актуальными потребностями и вызовами современной медицины. Такой динамичный процесс совершенствования становится возможным благодаря высокому уровню профессионализма и богатому опыту преподавателей, которые, проводя занятия, делятся с обучающимися своими глубокими знаниями и компетенциями».

В качестве примера он привел одно из ключевых направлений в рамках обучения — системы поддержки принятия врачебных решений на основе технологий искусственного интеллекта, которые позволяют врачам быстрее и точнее анализировать медицинские данные, включая сложные медицинские изображения, и получать рекомендации на основе больших массивов информации. Руководитель проекта «Цифровая кафедра» подчеркнул, что уже сегодня такие технологии сокращают время приема пациентов и повышают точность диагностики, что особенно важно для раннего выявления заболеваний и разработки персонализированных планов лечения. Кроме того, автоматизация рутинных процессов, таких как заполнение медицинских карт и запись на прием, освобождает время медицинского персонала для более сложных задач.

«Программа профессиональной переподготовки, включающая изучение инженерии искусственного интеллекта в медицине, готовит врачей к работе в условиях цифровой трансформации здравоохранения. Это является важным шагом к будущему медицины», — отметил он.

Студенты на протяжении всего срока обучения выполняют практические задания в условиях реальных или смоделированных производственных процессов профессиональных кейсов. Кроме того, у обучающихся есть возможность принимать участие в разработке и внедрении реальных практикоориентированных проектов предприятий-заказчиков, а на защитах проектов презентовать свои разработки перед компетентной комиссией, включающей представителей ключевых предприятий ИТ-отрасли.

«Обучение на Цифровой кафедре СамГМУ открыло мне новые горизонты в понимании медицины 21 века. Программа обучения позволила по-новому взглянуть на цифровую трансформацию всех этапов медицинской помощи — от первичного приема до сложнейших операционных вмешательств. Особый интерес вызвали возможности ИИ в обработке визуальных данных: нейросетевые алгоритмы способны обнаруживать минимальные патологические изменения на снимках, тем самым позволяя выявлять заболевания, в том числе онкологические, на самой ранней стадии, когда лечение наиболее эффективно, — поделилась впечатлением от образовательного процесса Светлана Одинцова (Институт педиатрии). — Как будущий педиатр, я особенно ценю возможность предиктивной аналитики. Системы на основе машинного обучения способны прогнозировать риски развития атопических заболеваний, моделировать динамику физического развития, выявлять ранние признаки когнитивных нарушений. Сегодня я твердо уверена, что современный медицинский работник должен гармонично сочетать фундаментальные знания с цифровой грамотностью».

«Обучение на Цифровой кафедре СамГМУ стало для меня важной вехой в понимании того, как стремительно развивается современная медицина. Если раньше я представляла врачебную деятельность преимущественно как взаимодействие „врач-пациент“, то теперь вижу, насколько важную роль играют технологии и искусственный интеллект в диагностике, прогнозировании и персонализированном лечении. На занятиях мы разбирали реальные кейсы использования ИИ в клинической практике, и это позволило взглянуть на медицину шире — как на междисциплинарную область, где знания программирования и анализа данных становятся не менее важными, чем анатомия или терапия, — прокомментировала Галина Кожух (Институт клинической медицины). — Кроме прикладного значения, обучение на Цифровой кафедре повлияло и на мое профессиональное самоопределение. Я стала интересоваться направлениями, связанными с медицинской информатикой и цифровым здравоохранением. Появилось желание в будущем совмещать клиническую практику с разработкой и внедрением ИИ-решений в здравоохранение. „Цифровая кафедра“ не только дает знания, но и формирует цифровую культуру врача будущего — того, кто умеет не только лечить, но и эффективно использовать технологии для повышения качества и доступности медицинской помощи».

Прием заявок на программу профессиональной переподготовки «Цифровая инженерия в здравоохранении» на новый 2025–2026 учебный год уже стартовал. Более подробная информация и запись — на сайте Цифровой кафедры.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях