Учебно-исследовательская лаборатория молекулярной биологии

Учебно-исследовательская лаборатория молекулярной биологии (Educational and research laboratory of the molecular biology) является структурным подразделением Института профилактической медицины СамГМУ, созданным на базе кафедры общей и молекулярной биологии для реализации приоритетных направлений развития университета, в том числе по программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». На базе лаборатории студенты, аспиранты, абитуриенты получают компетенции для работы на современном аналитическом оборудовании, навыки интерпретации результатов молекулярно-генетических исследований, навыки постановки диагноза методом микроскопии, навыки проведения экспериментов и анализа данных в экологии.

Щепеткова
Равета Андреевна
Заведующий лабораторией

Цель деятельности лаборатории

Трансформация базового теоретического знания в практические навыки в области общей и молекулярной биологии.

Задачи лаборатории

  • Подготовка высококвалифицированных специалистов по программам бакалавриата, специалитета, СПО в рамках изучения фундаментальных и клинических дисциплин посредством формирования базового знания биологических процессов и механизмов, лежащих в основе современных методов изучения молекулярно-генетического и метаболического статуса организма.
  • Знакомство с теоретическими основами, формирование первичных умений работы на лабораторном оборудовании для проведения исследований в области общей и молекулярной биологии у обучающихся в процессе освоения ими образовательной программы.
  • Формирование у обучающихся умений и навыков работы на лабораторном оборудовании, интерпретации полученных результатов, способствующее самоопределению и выбору специализации в области их будущей специальности.
  • Использование лучших инновационных педагогических практик в организации и проведении учебно-исследовательской работы обучающихся в рамках СНК, межкафедральной и межвузовской научной деятельности, научно-инновационных проектов.
  • Создание инновационных дидактических материалов для гибридной образовательной среды и формирование цифровой базы учебно-методических материалов для обучающихся.
  • Сотрудничество, в том числе международное, с представителями образовательных организаций, организаций развития профессионального мастерства для создания команды единомышленников и практико-ориентированной подготовки выпускников вуза.
  • Сотрудничество с ведущими специалистами в области молекулярной биологии, клинической лабораторной диагностики, медицинской генетики с целью повышения квалификации, обмена опытом, использование его при разработке рабочих программ, учебных курсов и элементов.
  • Просвещение, воспитание и обучение школьников в рамках Программы ранней профессиональной ориентации посредством организации учебных экскурсий в лабораторию, учебно-исследовательской деятельности абитуриентов.

Сотрудники

  • Р. А. Щепеткова — заведующий лабораторией, ассистент кафедры общей и молекулярной биологии, врач КЛД;
  • И. С. Павлов — к.б.н., старший преподаватель кафедры общей и молекулярной биологии;
  • Я. А. Рязанова — ведущий специалист лаборатории, биолог;
  • Д. С. Громова — старший преподаватель кафедры общей и молекулярной биологии, ответственная по работе с абитуриентами;
  • А. Ф. Павлов — ассистент кафедры общей и молекулярной биологии, ответственный за работу в ЭИОС;
  • М. Н. Князева — ассистент кафедры общей и молекулярной биологии, ответственная за работу с билингвальными студентами;
  • А. В. Соловьев — доцент кафедры общей и молекулярной биологии, к.б.н., доцент;
  • Д. А. Викторов — доцент кафедры общей и молекулярной биологии, к.б.н.;
  • Ю. В. Мякишева — заведующий кафедрой общей и молекулярной биологии, д.м.н., доцент.

Структура

Лаборатория включает в себя отделы для проведения молекулярно-генетических исследований, микроскопирования, биохимических и иммунохимических исследований.


Коллектив лаборатории, 2023 г.

Направления и результаты деятельности

  • Организация и проведение лекций, практических занятий, мастер-классов, факультативов для обучающихся, абитуриентов в условиях реальной лаборатории с использованием онлайн и офлайн форматов;
  • Интеграция в киберфизическое пространство СамГМУ посредством создания инновационных дидактических материалов для гибридной образовательной среды и формирование цифровой базы учебно-методических материалов для всех категорий обучающихся, в том числе создание онлайн-видеоконтента с привлечением специалистов Лаборатории и других профильных организаций;
  • Разработка и усовершенствование методологии трансформации базового теоретического знания в практические навыки в области общей и молекулярной биологии, способность и готовность действовать в конкретной ситуации, а также средств предиктивной аналитики формирования компетенций; использование принципов данной технологии обучения при создании учебно-методического обеспечения изучаемых дисциплин;
  • Постоянное сотрудничество с ведущими специалистами в профильной области знаний и смежных дисциплин, создание точек научно-образовательного роста, программ обмена опытом, стажировок; активная интеграция в мировое профессиональное сообщество.
  • Публикация полученных в результате УИРС данных в ведущих российских, зарубежных журналах, участие обучающихся в научно-практических конференциях различного уровня с докладами.
  • Проведение просветительской работы с населением, специалистами немедицинской сферы

Оснащение

  • Амплификатор детектирующий «ДТлайт» по ТУ 9443-003-96301278—2010 вв. модификации 4S1 (Россия);
  • Термостат твердотельный с таймером ТТ- 2 — «Термит» по ТУ 9452-004-46482062–2002 (Россия);
  • Высокоскоростная мини-центрифуга Microspin 12 с, 1000–14500 об/мин;
  • Центрифуга «Фуга/вортекс, скорость вращения 2800 об/мин;
  • Электрофорезная горизонтальная камера, заливочный столик;
  • Весы портативные серии Scout SPX421, 420 г/0,1 г;
  • Магнитный сепаратор diaGene MT8×2 для пробирок на 1,5/2 мл, 16 мест;
  • Лабораторная посуда, мебель, химические реактивы;
  • Система визуализации микропрепаратов (микроскопы с видеоокулярами «Микромед» с подключением к телевизору);
  • Наборы микропрепаратов по цитологии, паразитологии;
  • Выстовочные модели микроскопов различных исторических периодов;
  • Демонастрационные материалы, видеоконтенты;
  • Персональные компьютеры.

Образование

На базе учебно-исследовательской лаборатории проходят занятия по биологии, экологии человека, современным концепциям естествознания у студентов всех институтов, обучающихся на кафедре (в том числе на билингвальных программах), слушателей курсов довузовской подготовки.

Также реализуются следующие дисциплины:

  • «Молекулярная генетика» (2 курс, Институт педиатрии);
  • «Молекулярная генетика в клинической практике» (4 курс, Институт клинической медицины);
  • «Основы молекулярной и клинической генетики» (4 курс, Институт педиатрии, совместно с кафедрой неврологии и нейрохирургии);
  • «Молекулярно-генетические технологии в практике врача» (6 курс, Института профилактической медицины).

В 2022 году впервые организована научно-практическая олимпиада по биологии «От молекулы до биосферы».

Наука

  • Исследовательские проекты со студентами и школьниками;
  • Участие в грантах и конкурсах;
  • Публикации в рецензируемых журналах;
  • Проведение заседаний СНК.

Профориентация

На базе учебно-исследовательской лаборатории проводится профориентационная работа со слушателями опорных и базовых школ СамГМУ, а также с другими школами (учащимися 9–11 классов). Реализуются следующие программы дополнительного обучения:

  • Биология для учащихся 10-х классов;
  • Подготовка к ОГЭ по биологии для учащихся 9-х классов;
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии для учащихся 11-х классов;
  • Проведение олимпиад.

Осуществляется помощь и кураторство школьников при написании научно-исследовательских работ по следующим разделам:

  • психофизиология, физиология стресса и социальная адаптация, физиология ВНД и поведения, нейробиология, физиология трудовых процессов;
  • экология человека и окружающей среды, охрана здоровья, профилактика и предупреждение заболеваний, общая психология, ботаника и биоразнообразие, основы биохимии и микробиологии;
  • трансформация экосистем и урбанизация;
  • цитология и онтогенез клетки (работа с растительными клетками);
  • молекулярная биология и генетика.

Проводятся онлайны для учащихся 10-х классов по следующим темам:

  • Новейшие достижения в биомедицинских исследованиях;
  • Использование животных моделей в биомедицинских исследованиях;
  • Современные разделы биологии, необходимые для фундаментальной медицины;
  • Сферы применения современных биологических разработок (медицина, агросектор и т. д.);
  • Важнейшие современные открытия в генетике;
  • Использование биомедицины в реализации здоровьесберегающих технологий.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях